В клетках печени поджелудочной железы хорошо развит органоид

1. Пепсин — фермент, расщепляющий белки в кислой среде желудка. Объясните, почему при попадании в двенадцатиперстную кишку он теряет свою активность.
1) Пепсин активен в кислой среде.
2) В щелочной среде двенадцатиперстной кишки он теряет свою активность.

2. Объясните, почему изменение аминокислотного состава белка может привести к изменению его биологических свойств
1) первичная структура белка (последовательность аминокислот) определяет дальнейший характер укладки молекулы белка
2)изменение аминокислотного состава может изменить конформацию его молекулы
3) изменение конформации белковой молекулы приводит к разрушению активного центра молекулы и потере биологических свойств

3. В чем состоит отличие цианобактерий от остальных организмов?
1)цианобактерии, или, как их называли ранее, синезеленые водоросли, — прокариоты;
2)цианобактерии способны к фотосинтезу в отличие от большинства прокариот.

4. Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?
1)наличие кольцевой хромосомы, сходной с бактериальной;
2)наличие собственной системы биосинтеза белка, которая близка по своим свойствам к прокариотической;
3)способность размножаться делением.

5. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

6. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните, почему это происходит в клетках названных желез, используя знания о функциях аппарата Гольджи.
1)в железистых клетках идет активный синтез веществ (ферментов, гормонов);
2)в аппарате Гольджи синтезируемые в клетке вещества преобразуются, упаковываются в виде пузырьков;
3)аппарат Гольджи участвует в выносе синтезируемых в клетке веществ.

7. Какова роль белков, встроенных в мембрану?
1) белки-насосы – перемещают в клетке ионы и молекулы против градиента концентрации;
2) белки, встроенные в каналы, обеспечивают избирательную проницаемость мембраны;
3) рецепторные белки осуществляют распознавание нужных молекул и их фиксацию на мембране;
4) ферменты облегчают протекание химической реакции на поверхности нейрона.
В некоторых случаях один и тот же белок может выполнять функции как рецептора, фермента, так и насоса.

9. Почему лежащий долго на свету картофель зеленеет?
солнечный свет стимулирует выработку хлорофилла, и картофель начинает фотосинтезировать

11. Каково строение и функции оболочки ядра?
1) отграничивает содержимое ядра от цитоплазмы
2) состоит из наружной и внутренней мембран, сходных по строению с плазматической мембраной
3) имеет многочисленные поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой

12. Какие процессы жизнедеятельности происходят в ядре клетки?
митоз, мейоз

13. У амёбы удалили ядро, несмотря на это, некоторое время она продолжала
передвигаться, но перестала расти и размножаться. Объясните эти факты.
1) лизосомы и митохондрии, которые не удалили из клетки,
обеспечивают клетку энергией (молекулы АТФ) для
передвижения;
2) рост клетки связан с синтезом белков, который регулируется
генами, расположенными в ядре;
3) в основе размножения амёбы лежит деление клетки, которое
регулируется ядром.

14. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?
1) В клетках эукариот рибосомы формируются в ядрышке.
2) На ДНК синтезируется р-РНК, к которой затем присоединяются белки.
3) Субчастицы рибосомы выходят из ядра в цитоплазму, и здесь завершается формирование полноценных рибосом.

15. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество.
1. В жидкой среде растворяются необходимые клетке питательные вещества, которые проникают через клеточную мембрану.
2. Жидкая среда обеспечивает вывод продуктов распада из клетки.
3. В жидкой среде происходят все биохимические реакции.
4. Жидкая среда способствует поддержанию относительного постоянства физических свойств и химического состава клетки.

Читайте также:  Что означает диффузное изменения паренхимы печени и поджелудочной железы

16. Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.
Клетка является системой, т.к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих частей – органоидов и др. структур. Эта система является открытой, т.к. в нее поступают из окружающей среды вещества и энергия, в ней осуществляется обмен веществ. В клетке поддерживается относительно постоянный состав благодаря саморегуляции, осуществляемой на генетическом уровне. Клетка способна реагировать на раздражители.

17. Какие органоиды имеют внутреннюю мембрану с выростами? Биозначение?
1) митохондрии, лейкопласты
2) кристы содержат ферменты, участвующие в системе переноса электронов, которая играет важнейшую роль в превращении потенциальной энергии пищевых веществ в биологически полезную энергию

20. Сходство митохондрий и хлоропластов.
двойная мембрана; в матриксе этих органоидов имеется собственное ДНК ( одна кольцевидная хромосома ) и благодаря этому они способны к самоудвоению; имеются собственные рибосомы , т.е. идет синтез собственного белка. Эти органоиды автономны.

21. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном?
1) Обобщены знания о клетке как о единице строения всех организмов.
2) Обоснованно родство живых организмов.
3) Обоснованна общность происхождения организмов.

22. Отличия животной и растительной клетки.
1. В клетках растений есть хлоропласты, содержащие хлорофилл. Запасное вещество — крахмал.
2. В клетках животных запасное вещество — гликоген.
3. Клетки растений покрыты клеточной стенкой из целлюлозы, которая придает клетке прочность, у животных клеток клеточной стенки нет.

23. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения;
2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;
3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.

Я ХОЧУ СПАААААААТЬ=(

Источник

Общебиологические закономерности.

  1. Задание 38 № 11087. Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

Пояснение.1) У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению. 2) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя. 3) Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание

В пункте 3) более правильнее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

  1. Задание 38 № 11096. В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

Пояснение. 1) Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления. 2) Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию. 3) Обтекаемая форма тела.

  1. Задание 38 № 11097. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

Пояснение.1) Уничтожение хищников приведет сначала к увеличению численности растительноядных рыб. 2) Из-за этого между ними усиливается конкуренция. 3) Быстро распространяются заболевания, что приводит к сокращению их численности.

  1. Задание 38 № 11106. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

Пояснение. 1) Увеличение численности растений; 2) сокращение численности хищников — жаб, ежей; 3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

  1. Задание 38 № 11108. Докажите, что клетка является открытой системой.

Пояснение. 1) Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой. 2) Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы. 3) Клетка способна к регуляции своего химического состава.

  1. Задание 38 № 11109. Чем растительная клетка отличается от животной?

Пояснение. 1) Клетки растений содержат клеточную стенку из целлюлозы. 2) Клетки растений содержат пластиды, хлорофилл. 3) Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком.

  1. Задание 38 № 11110. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Читайте также:  Если полностью удалить поджелудочную железу полностью

Пояснение. 1) Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

  1. Задание 38 № 11111. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

Пояснение. 1) В клетках желез синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи; 2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков; 3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток желез.

  1. Задание 38 № 11112. Почему клетку считают структурной и функциональной единицей живого?

Пояснение. 1) Живые системы состоят из клеток. 2) Клетка может быть частью многоклеточного организма или самостоятельным организмом. 3) Живые системы развиваются из одной клетки.

  1. Задание 38 № 11113. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?

Пояснение. 1) В клетках эукариот рибосомы формируются в ядрышке. 2) На ДНК синтезируется р-РНК, к которой затем присоединяются белки. 3) Субчастицы рибосомы выходят из ядра в цитоплазму, и здесь завершается формирование полноценных рибосом.

  1. Задание 38 № 11114. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

Пояснение. 1) Содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация, 2) способны само удваиваться за счёт репликации ДНК, 3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.

  1. Задание 38 № 11115. Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

Пояснение. 1) Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий. 2) Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки). 3) Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.

  1. Задание 38 № 11116. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?

Пояснение. 1) Обмен веществ и превращение энергии — основа жизни в обмене веществ участвуют все органоиды. 2) Отдельный органоид не обеспечивает всего обмена веществ. 3) Органоид нельзя считать единицей живого.

  1. Задание 38 № 11117. Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

Пояснение. 1) В процессе окисления органических веществ в митохондриях освобождается энергия. 2) Эта энергия используется на синтез АТФ и запасается в них. 3) Энергия АТФ используется на все жизненные процессы.

  1. Задание 38 № 11118. Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

Пояснение. Для поступления веществ в клетку существуют следующие пути:1) Фагоцитоз — поглощение,захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание. 2) Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной; 3) Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану. 4) Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации,происходящий с затратами энергии.

  1. Задание 38 № 11119. В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ?

Пояснение. 1) Процессы протекают в двухмембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии). 2) В обоих процессах происходит синтез АТФ. 3) Процессы идут при участии биоферментов.

  1. Задание 38 № 11120. В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

Пояснение. 1) Сходство: в результате этих процессов синтезируется глюкоза. 2) Различия: фотосинтез происходит в клетках растений, в хлоропластах, а хемосинтез — в клетках хемосинтезирующих бактерий (азото-, серо-, железобактерий) на мембранных структурах. 3) В результате фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза — нет.

  1. Задание 38 № 11121. В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?

Пояснение. 1) Происходит образование органических веществ. 2) Процессы происходят с затратой энергии АТФ. 3) Процессы идут при участии ферментов.

  1. Задание 38 № 11123. Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

Пояснение. 1) Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате энергетического обмена. 2) А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена. 3) В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.

  1. Задание 38 № 11125. В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?
Читайте также:  Болезни поджелудочной железы и диабет

Пояснение. 1) В процессе биосинтеза белка используется энергия молекул АТФ, синтезируемых в процессе энергетического обмена. 2) В реакциях энергетического обмена участвуют ферменты, образованные в результате биосинтеза белка. 3) Процесс распада белков до аминокислот является промежуточным этапом энергетического обмена.

  1. Задание 38 № 11126. Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?

Пояснение. 1) ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная. 2) В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин 3) В нуклеотидах и-РНК — рибоза и урацил.

  1. Задание 38 № 11127. Чем отличается строение тРНК от рибонуклеиновых кислот других типов?

Пояснение. 1) Транспортная РНК (тРНК) составляет около 10% всей РНК. Она имеет короткую цепь нуклеотидов. 2) Форму трилистника. На одном конце трилистника находится триплет нуклеотидов (антикодон), кодирующий определенную аминокислоту. На другом конце триплет нуклеотидов, к которому присоединяется аминокислота.

  1. Задание 38 № 11128. В чем заключается биологический смысл митоза?

Пояснение. 1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним. 2) Лежит в основе роста тканей, органов. 3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов. 3) Находится в цитоплазме и переносит аминокислоты к месту синтеза белка.

  1. Задание 38 № 11129. В чем заключается биологический смысл мейоза?

Пояснение. 1) Это способ образования половых клеток. 2) Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида. 3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.

  1. Задание 38 № 11130. Что называется зиготой?

Пояснение. 1) Зигота — это оплодотворенная яйцеклетка. 2) Содержит диплоидный набор хромосом. 3) Служит для образования зародыша.

  1. Задание 38 № 11131. В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

Пояснение. 1) Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму. 2) Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество , размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в откладываемых в воду икринках, у человека — внутри организма).

  1. Задание 38 № 11132. Каково значение интерфазы в жизни клетки?

Пояснение. 1) Интерфаза это период между двумя делениями клетки. 2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов, накопление АТФ. 3) Происходит удвоение молекул ДНК.

  1. Задание 38 № 11134. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

Пояснение. 1) Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться. 2) Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора. 3) Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида. 4) Недостатки: требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т. д. ), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т. д.

  1. Задание 38 № 11124. Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

Пояснение. 1) Матрица, это объект, с которого снимается копия. 2) Участок молекулы ДНК является матрицей для синтеза и-РНК, 3) молекула и-РНК является матрицей для сборки молекулы белка.

  1. Задание 38 № 11135. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Пояснение. Клетки отличаются кариотипом: 1) количеством, 2) размерами, 3) формами хромосом.

  1. Задание 38 № 11136. Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

Пояснение. 1) Вегетативное размножение — это способ бесполого размножения, 2) в потомстве сохраняются все признаки материнского организма и 3) не происходит расщепления признака, как при половом размножении.

Источник