При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было об

При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было об thumbnail

Эндокринная система

1. Каково биологическое значение вилочковой железы (тимуса)?1. в тимусе образуются и дифференцируются лимфоциты: В и Т-лимфоциты, которые синтезируют антитела и антитоксины 2. В-лимфоциты вырабатывают антитела 3. Т-лимфоциты делятся на: хелперов (стимулируют реакции иммунитета), супрессоров (блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов), киллеров (убивают опухолевые клетки)

2. Какие нарушения щитовидной железы вы знаете? С какой целью в магазинах продают йодированную соль?1. щитовидная железа вырабатывает гормон тироксин, регулирующий обмен веществ (особенно энергетический), физическое и психическое развитие 2. гиперфункция – базедова болезнь: выпученность глаз, ускорение окислительно-восстановительных процессов, повышенные давление и температура, раздражительность, дрожание рук ит. д.; гипофункция – микседема или слизистый отек (у взрослых людей) с симптомами, прямо противоположными базедовой болезни ; кретинизм (у детей)- нарушение ростового и умственного развития 3. в состав тироксина входит йод и в тех районах, где наблюдается нехватка в продуктах питания и питьевой воде йода, с целью профилактики эндемического зоба (увеличение щитовидной железы) в магазинах продают йодированную соль

3. Докажите, что поджелудочная железа является смешанной железой?1. поджелудочная железа – железа смешанной секреции 2. внешнесекреторная функция – выработка поджелудочного (панкреатического) сока, содержащего ферменты ; сок выделяется в полость двенадцатиперстной кишки 3. внутрисекреторная часть представлена островками Лангерганса, которые вырабатывают гормоны, регулирующие углеводный обмен: инсулин понижает уровень глюкозы в крови, глюкагон – повышает

4. Объясните, как регулируется уровень глюкозы в крови. 1. уровень глюкозы в крови регулируется гормонами поджелудочной железы 2. гормон инсулин уменьшает уровень глюкозы путем перевода ее в гликоген, который запасается в печени и мышцах 3. гормон глюкагон увеличивает: способствует расщеплению гликогена и превращению его в глюкозу

5.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активныерегуляторные вещества – гормоны. 3. Все гормоны по химической природеявляются белками. 4. Гормон поджелудочной железы – инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.Ошибки допущены в предложениях:1) 1 – железы внутренней секреции не имеют протоков, а выделяют секрет непосредственно в кровь;2) 3 – гормоны могут быть не только белками, но и другими веществами;3) 6 – при недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови повышается

6.Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?1) В регуляции деятельности организма человека участвуют две взаимосвязанные системы — нервная и эндокринная.2) Нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы от рецепторов к ЦНС и от ЦНС к органам.3) Гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых в кровь контролируется нервной системой.

7.Чем отличаются гормоны от других биологически активных веществ?1) Действие гормонов носит дистантный характер — как правило, они действуют на удаленный от железы орган или систему органов.2) Действие гормонов строго специфично — они действуют на определенные клетки и органы — мишени.3) Гормоны — биологически активные вещества, синтезируемые в организме и действующие только в живых организмах.

8.При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции. 1) аппаратГольджи накапливает синтезированные в клетке продукты, упаковывает их и обеспечивает выведение; 2) в клетках поджелудочной железы, в отличие от клеток скелетной мышцы, синтезируются и выделяются пищеварительный сок и гормоны, поэтому в них процентное содержание аппарата Гольджи выше.

9.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Надпочечники являются парными железами. 2. Надпочечники состоят из мозгового и коркового вещества. 3. Адреналин и тироксин являются гормонами надпочечников. 4. При повышении содержания адреналина в крови увеличивается просвет кровеносных сосудов кожи. 5. Тироксин уменьшает содержание сахара в крови. 6. При повышенном содержании адреналина в крови увеличивается частота сердечных сокращений.Ошибки допущены в предложениях:3 – тироксин не является гормоном надпочечников;4 – при повышенном содержании адреналина в крови просвет кровеносных сосудов кожи сужается;5 – тироксин регулирует обмен веществ, но не влияет на содержание глюкозы в крови.

10.С какой целью поваренную соль обогащают йодом?1.йод необходим для образования гормона щитовидной железы (тироксин) 2.при недостатке йода в пище уменьшается выработка гомона, замедляются прпоцессы обмена веществ, развиваются заболевания щитовидной железы

11. Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака1) биохимический метод позволил определить нарушение выработки инсулина и повышение сахара в крови; 2) генеалогический метод позволил определить наследственный характер заболевания

Читайте также:  Гликоген в поджелудочной железе

12) Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);

2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;

3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом

13. Почему инсулин вводят только в виде инъекций, а не таблеток.

1. при инъекции препарат быстро попадает в кровь, не изменяясь, оказывает свое действие

2. в пищеварительной системе человека инсулин будучи белком легко расщепляется на мономеры (аминокислоты) под действием ферментов и теряет свое действие.

14.Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

1) Осуществляется через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями;

2) Её действие наступает через некоторое время (около 30 секунд), потому что вещества передвигаются вместе с кровью;

3) Подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции.

15.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);

2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;

3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом

Источник

1.Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.

1.Энергия солнечного света преобразуется в энергию возбуждённых электронов хлорофилла; 2) энергия возбуждённых электронов преобразуется в энергию макроэргических связей АТФ, синтез которой происходит в световую фазу (часть энергии используется для образования НАДФх2Н); 3) в реакциях темновой фазы энергия АТФ превращается в энергию химических связей глюкозы, которая синтезируется в темновую фазу.

2.Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?

1) Свет —источник энергии для световых реакций фотосинтеза; при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;

2) СО2 и Н2О — основные компоненты реакций синтеза глюкозы (углеводов); при их недостатке интенсивность фотосинтеза снижается.

3) все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры.

3. Какую роль в организме человека играют митохондрии? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните, почему.

1) Митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окончательное окисление (дыхание); 2) образуется АТФ – универсальный источник энергии в клетке; 3) мышечная ткань содержит больше митохондрий, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.

4.При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия, исходя из его функции.

1) Аппарат Гольджи накапливает синтезированные в клетке продукты, упаковывает их и обеспечивает выведение; 2) в клетках поджелудочной железы, в отличие от клеток скелетной мышцы, синтезируются и выделяются пищеварительный сок и гормоны, поэтому в них процентное содержание аппарата Гольджи выше.

5.Какие продукты образуются, и сколько молекул АТФ запасается в клетках дрожжей при спиртовом брожении в результате расщепления 15 молекул глюкозы? Ответ поясните.

1) Расщепление глюкозы в клетках дрожжей происходит по пути спиртового брожения, продуктами которого являются этиловый спирт и углекислый газ; 2) 1 молекула глюкозы расщепляется с образованием 2-х молекул АТФ, следовательно, из 15 молекул глюкозы образуется 30 молекул АТФ.

6..В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество

молекул глюкозы подверглось расщеплению, и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении?

Читайте также:  Выжил после рака поджелудочной железы

1) При гликолизе одна молекула расщепляется с образованием двух молекул пировиноградной кислоты (ПДК)? Следовательно, гликолизу подверглось 42:2=21 молекула глюкозы; 2) при полном окислении одной молекулы глюкозы (бескислородный и кислородный этапы) образуется 38 молекул АТФ; 3) при окислении 21 молекулы образуется 21х38=798 молекул АТФ.

7.Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время?

1) Клетки набухнут; 2) из-за разности концентрации растворов в клетках и окружающей среде вода начнёт поступать в клетки.

8.Докажите, что клетка является функциональной единицей живого. Приведите не менее двух доказательств.

1) В клетке происходят все обменные процессы (питание, дыхание, выделение), которые обеспечивают жизнедеятельность клетки и организма; 2) деление клеток (митоз) обеспечивает размножение клетки, рост и развитие организма.

9.Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия содержимое её клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки. Как называется это явление?

  1. Вода поступает из клетки в окружающий раствор, так как её концентрация снаружи клетки меньше, чем внутри; 2) это явление плазмолиза, при котором объём цитоплазмы уменьшается, и протопласт отходит от клеточной стенки.

10.Какой органоид растительной клетки изображён на рисунке? Какие его структуры обозначены на рисунке цифрами 1,2,3? Какие функции они выполняют?

1) Изображённый органоид – хлоропласт; 1 – тилакоид граны, 2 – строма хлоропласта, 3 – кольцевая ДНК;

2) тилакоиды гран обеспечивают реакции световой фазы фотосинтеза; 3) строма хлоропласта обеспечивает протекание темновой стадии фотосинтеза; 4) кольцевая ДНК обеспечивает хранение и передачу наследственной информации хлоропласта при его делении.

11.Какие процессы изображены на рисунках А.и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с частицей на рисунке А?

1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц), Б – пиноцитоз (захват капель жидкости); 2) в этих процессах участвует мембрана клетки; 3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису), образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.

12.Организмам каких царств принадлежат изображённые на рисунке клетки?

Ответ обоснуйте, используя указатели на рисунках.

1) А – клетка организма царства бактерий; Б – клетка организма царства растений; 2) бактериальная прокариотическая клетка, так как отсутствует оформленное ядро, имеется кольцевая ДНК (1); 3) растительная эукариотическая клетка, так как имеется ядро (2), хлоропласты (3) и вакуоль (4).

14.Фрагменты каких клеток изображены на рисунках А.и Б? Назовите черты сходства и различия в их строении.

1) А – животная клетка, Б – растительная; 2) сходство: наличие ядра и всех органоидов клетки (митохондрии, ЭПС и др.); 3) различия: растительная клетка, в отличие от животной, имеет пластиды, клеточную стенку, вакуоли с клеточным соком, у большинства нет клеточного центра.

15.Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните почему.

1) по химической природе все ферменты – белки; 2) при повышении уровня радиации происходит денатурация, и изменяется структура белка-фермента, следовательно, нарушается его функции

16.Назовите объект, изображённый на рисунке. В чём проявляются особенности его строения и жизнедеятельности?

1) Бактериофаг – это вирус, неклеточная форма жизни; 2) вирусы не имеют собственного обмена веществ, поэтому являются паразитами бактерий, используют ресурсы живой клетки, где размножаются; 3) бактериофаг имеет белковый капсид, в котором находится молекула ДНК.

17.К какой систематической группе относятся бактериофаги? В чём состоит особенность их обмена веществ?

1) Бактериофаги относятся к группе вирусов, неклеточным формам жизни; 2) они не имеют собственного обмена веществ и могут функционировать только внутри клеток бактерий, являясь их паразитами.

18.Почему учёные считают вирусы промежуточным звеном между живой и неживой природой? Ответ поясните.

1) Вирусы имеют молекулу ДНК или РНК, обладают наследственностью и изменчивостью; способны к самовоспроизведению, что характерно для живой природы; 2) при неблагоприятных условиях они способны кристаллизоваться, что делает их похожими на тела неживой природы.

19.Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровню организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.

1) клетка является частью организмов, его структурной и функциональной единицей (клетки многоклеточных растений, животных, грибов); 2) в одноклеточном организме клетка представляет собой целостный организм и обладает всеми свойствами организма (одноклеточные водоросли и грибы, простейшие).

20.Чем организмы отличаются от тел неживой природы? Приведите не менее 4-х отличий.

1) Клеточным строением; 2) обменом веществ и энергии со средой; 3) наследственностью, изменчивостью и воспроизведением потомства; 4) раздражимостью и саморегуляцией.

21.Почему бактерии относят к группе прокариот?

1) Все бактерии – одноклеточные организмы, они не имеют оформленного ядра и органоидов (кроме рибосом); 2) молекула ДНК кольцевая и расположена непосредственно в цитоплазме; 3) у бактерий не происходит митоз и мейоз; 4) имеют клеточную стенку из углеводов (муреина).

Читайте также:  Как определить что с поджелудочной железой что то не так

22.По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков.

1) В клетке бактерий отсутствует оформленное ядро; 2) генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК; 3) в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды.

23.Каковы особенности строения бактериальной клетки, в отличие от животной?

1) Наличие одной кольцевой молекулы ДНК, отсутствие обособленного ядра; 2) отсутствие мембранных органоидов (митохондрий, ЭПС и др.), клеточного центра; 3) наличие мелких рибосом, клеточной стенки.

24.По каким признакам отличают представителей царства грибов от царства животных? Укажите не менее 4-х признаков.

1) Ведут прикреплённый образ жизни; 2) имеют неограниченный рост; 3) размножаются спорами; 4) отсутствуют органы и ткани, тело представлено мицелием; 5) всасывают воду и питательные вещества.

25.По каким признакам можно отличить растительную клетку от животной? Укажите не менее 3-х признаков.

1) Имеет плотную клеточную оболочку из целлюлозы (клетчатки); 2) содержит хлоропласты; 3) содержит одну или несколько вакуолей с клеточным соком.

26. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны и исправьте их.

1) Человек и большинство животных при дыхании поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. 2) Растения дышат углекислым газом, а выделяют при дыхании кислород. 3) У человека энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности, освобождается при окислении органических веществ в пищеварительном канале. 4) На окисление органических веществ расходуется кислород. 5) Кислород запасается в органах дыхания.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – растения при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2) 3 – окисление органических веществ происходит в клетках тела человека; 3) 4 – в организме кислород не запасается.

27.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны и исправьте их.

1) У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем у прокариот; 2) В клетках эукариот ядерное вещество располагается в цитоплазме. 3) В клетках всех эукариот имеются хлоропласты. 4) В клетках эукариот имеются митохондрии, эндоплазматическая сеть. 5) Эукариоты усваивают азот воздуха.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – в клетках эукариот ядро отграничено от цитоплазмы оболочкой; 2) 3 – хлоропласты присутствуют только в растительных клетках; 3) 5 – эукариоты не способны усваивать атмосферный азот

28.В 18 веке английский учёный Д.Пристли провёл опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый колпак он поместил мышь, а под второй – мышь с комнатным растением. Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая продолжала жить.

1) Первая мышь погибла из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа, выделенного при дыхании; 2) комнатное растение в процессе фотосинтеза поглощало углекислый газ и выделяло кислород, необходимый для дыхания обоих организмов, поэтому вторая мышь продолжала жить.

29.Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов?

1) В организме человека биологическому окислению подвергаются органические вещества (белки, жиры, углеводы); 2) в результате их окисления, как и горения, образуются углекислый газ и вода.

30.Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.

1)В зрелых эритроцитах отсутствует ядро, где располагаются молекулы ДНК – носители наследственной информации; 2) отсутствие ДНК делает невозможным синтез и-РНК и т-РНК, которые участвуют в синтезе белков.

31.У людей с серповидно-клеточной анемией образуется аномальный гемоглобин, что приводит к образованию изменённых эритроцитов. О каком виде мутаций идёт речь? Ответ обоснуйте.

1) Серповидно-клеточная анемия вызвана генной мутацией; 2) происходит изменение последовательности аминокислот в гемоглобине, что связано с нарушением структуры гена, кодирующего первичную структуру молекулы гемоглобина.

32.Назовите мономер, изображённый на представленной схеме. Опишите функции биополимера, в состав которого он входит. Что обозначено буквами А, Б, В?

1) Тиминовый нуклеотид ДНК; 2) функции ДНК: хранение и передача наследственной информации клетки; 3) А – азотистое основание тимин, Б – углевод дезоксирибоза; В – остаток фосфорной кислоты.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник