Урок роль гормонов поджелудочной железы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Урок биологии в 8 классе.
Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.
Цели урока:
- Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма
человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
- Развивающие: способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
- Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.
Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие.
Представление гостей.
- Актуализация знаний.
Что из себя представляет эндокринный аппарат?
В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.
Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?
Что такое гормоны?
Какое действие на организм оказывают гормоны?
(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).
- Постановка учебной проблемы.
Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:
поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?
Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)
Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.
Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Поиск решения проблемы.
Организуется работа в группах.
Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).
Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте – гигантизм, у взрослых – акромегалия | Задерживают рост – карликовость |
Щитовидная | Тироксин | Регулирует обмен веществ. | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте – карликовость и кретинизм |
Надпочечники | Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает |
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче |
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Первичное закрепление знаний.
Организуется работа в группах.
Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)
Предлагаются истории болезни.
1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.
2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.
4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.
5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка
6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.
7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»
8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.
9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.
- В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.
Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.
Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем
- Вторичное закрепление знаний .
Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.
(самопроверка)
Ключ:
вариант 1: 3,3, 3. 3,3;
вариант 2: 4,2,2,1.3,2;
вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.
Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответьте на проблемный вопрос урока:
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
– сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?
– познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?
– всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?
– следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Довольны ли вы своим результатом?
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).
Красный – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома…
- Домашнее задание.
С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.
Для желающих:
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Источник
в организме человека.
Сычёва А.Г.
2015 г.
Тема: Роль гормонов в организме человека.
Цель: Определить значение желез секреции в организме.
образовательные: Повторить и закрепить материал о железах секреции; показать особенности гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; ввести понятия гипо- и гиперфункция; познакомить с действием гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез эндокринной системы; показать взаимодействие желез внутренней секреции и их участие росте и развитии организма; ознакомить с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения. Сформировать понятия: мексидема, базедова болезнь, карликовость, гигантизм, акромегалия, кретинизм, инсулин, сахарный диабет.
развивающие: в процессе выполнения заданий с проблемными и другими трудными вопросами развивать интеллектуальные способности, творческое мышление учащихся; умение качественно работать с текстом; выделять главное; составлять схемы и таблицы.
воспитательные: показать успех медицины в лечении таких заболеваний, обратить внимание на зависимость своевременности диагностики заболеваний и успеха лечения; учить учащихся внимательно относится к своему организму; обратить внимание на необходимость прохождения диспансеризаций и своевременного обращения к врачу.
Оборудование: КТ; рабочие листы; барельефы: «Поджелудочная железа», «Щитовидная железа»; «Надпочечники»; «Сагиттальный разрез головного мозга человека»; модель головного мозга человека разборная поперечный срез щитовидной железы.
Сегодня мне хотелось бы начать урок с высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра (портрет и высказывание на доске)
Фраза дня: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»
Какое настроение и какие мысли вызвала у вас эта фраза.
Просмотрим видео фрагмент, а затем его обсудим.
перед вами перечень понятий: слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа; сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз
должны составить следующую схему (учащийся выполняет на доске, остальные в тетради)
Вернемся к истории о маленьких людях, какие же проблемы со здоровьем у них могут быть?
Давайте проанализируем схему и попробуем определить железу, которая неправильно работает у маленьких людей (какая точно из желез внутренней и смешанной секреции не знают)
Что нужно узнать? (какие гормоны выделяет каждая из выделенных нами желез, а также роль этих гормонов в организме человека)
тема: Роль гормонов в организме человека.
Задание 3: заполни таблицу, используя материал §45 (стр. 174)
тема: Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
цель: изучить роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
учащиеся читают самостоятельно текст учебника, изучают презентацию, составляют таблицу:
(заполнение таблицы контролируется пошагово учителем, совместное обсуждение, анализ выбор главного)
Таблица: «Деятельность эндокринных желез»
Нормальная
функция
Пониженная функция
Повышенная функция
Гипофункция
Гиперфункция
Гипофиз
Гормоны роста
Рост и развитие организма
Карликовость
Гигантизм, акромегалия
Щитовидная железа
Тироксин и др.
Регуляция обмена веществ
Микседема
(слизистый отек),
у маленьких детей – кретинизм
Базедова болезнь
Поджелудочная железа
Инсулин
Регуляция углеводного обмена
Сахарный
диабет
Слабость, сонливость, апатия
Надпочечники
Адреналин,
норадреналин
Повышают работоспособность организма при напряженной физической и психической работе.
Бронзовая
болезнь (Аддисонова болезнь).
Высокое давление, частое сердцебиение
Дополнительная информация для учащихся (тематические карты):
Гиперфункция гипофиза. Акромегалия.
Если увеличение секреции гормона роста возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту.
Роль правильного питания в функционировании щитовидной железы.
Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употребление йодированные соль или хлеб.
Спорадический, или рассеянный, зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употребления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употреблении молока коров, питавшихся растениями семейства барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употребление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.
Поджелудочная железа.
Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии доцент А.А. Голубев, большой знаток литературы и музыки, всегда очень умело насыщавший свои лекции впечатляющими образами. О поджелудочной железе он с вдохновением говорил:
«Как нежащаяся пантера, уложила она голову в изгиб двенадцатиперстной кишки, распластала тонкое тело на аорте, убаюкивающей ее мерными движениями, а чуть изогнутый хвост беспечно отклонила в ворота селезенки — затаившийся красивый хищник, который неожиданно при болезни может нанести непоправимый вред; так и поджелудочная железа:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.»
Гиперфункция поджелудочной железы
Стоит отметить, что данный недуг является достаточно редким и проявляется, как правило, целым рядом симптомов. Так, первоначально при возникновении гиперфункции появляется общая слабость, быстрая утомляемость, постоянная сонливость, апатия. Если на этом этапе не будет назначено соответствующее лечение, то заболевание продолжит прогрессировать, а состояние организма ухудшаться: появляются сильные и болезненные судороги, нередко появляются потери сознания, резкий набор веса.
Гипофункция надпочечников. Бронзовая болезнь (Аддисонова болезнь).
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева “Живые мощи”.
Автор так описал болезнь: “Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.
Это состояние, известное как аддисонова болезнь, характеризуется сильной слабостью, похуданием, низким кровяным давлением, желудочно- кишечными расстройствами, повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи. Аддисонова болезнь, описанная в 1855 Т.Аддисоном, стала первым распознаннымэндокринным заболеванием.
Обратите внимание на экран, перед вами готовая таблица, сверьте с ней свои таблицы, исправьте недочеты. Выводы по задачам.
значение в организме человека:
а) гипофиза – рост и развитие
б) щитовидной железы – регуляция обмена веществ
в) надпочечников – мобилизация организма в стрессовых ситуациях
г) поджелудочной железы – регуляция углеводного обмена
Заболевания, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции:
микседема, кретинизм, акромегалия, базедова болезнь, бронзовая болезнь, сахарный диабет, карликовость , гигантизм.
(понятия вывешиваются на магнитную доску)
Решение проблемы. Ставим диагноз маленьким людям (карликовость- гипофункция гипофиза).
На данный момент в цирке лилипутов появилась проблема– дефицит артистов. Маленьких людей становиться все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
(научились лечить)
Действительно проблемы с работой желез внутренней секреции в современной медицине сейчас решаются. Достаточно сдать кровь на определение гормонального фона, если будут обнаружены какие- нибудь отклонения врач предложит план лечения. Для лечения гормональных заболеваний очень важно вовремя поставить диагноз, чем раньше выявлено отклонение, тем выше результат лечения. Поэтому очень важно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться за медицинской помощью, а также проходить профилактические обследования. В нашем государстве действует программа по раннему выявлению у новорожденных отклонений в работе щитовидной железы. В течение первых дней жизни, еще в роддоме берут кровь на анализ, при обнаружении отклонений сразу же начинается лечение.
Решение заданий на закрепление.
по фотографии поставить диагноз (карликовость, базедова болезнь, акромегалия, мексидема, гигантизм)
по названию гормона определить железу секреции (гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, щитовидная железа, надпочечники
выбрать верные суждения:
1. Гормоны – это высокоактивные химические вещества. Большинство гормонов вырабатываются железами внутренней секреции.
2. Поджелудочная железа выполняет только одну функцию – выделение пищеварительного сока.
3. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.
4. Гипофиз –железа внутренней секреции.
5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.
6. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.
7. Секрет желёз внешней секреции выделяется в кровь.
8. Поджелудочная железа относятся к железам только внутренней секреции.
9. Щитовидная железа относится к железам смешанной секреции.
10. Гормоны поступают в кровь.
Рефлексия.
В организме человека вырабатывается более 50 различных гормонов. Исследуя кровь, можно определить гормональный фон организма. Давайте сегодня, мы определим гормональный фон класса. Представим себе, что на уроке у каждого из вас выработался гормон:
гормон воодушевления
гормон удивления
гормон страха
Каждый из вас выберет себе цвет соответствующего гормона и наклеит его на доску.
Домашнее задание: §45, термины, вопросы. ( по желанию) составить кроссворд
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА. Тема: Роль гормонов в организме человека.
Гиперфункция гипофиза. Акромегалия.
Если увеличение секреции гормона роста возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту.
Роль правильного питания в функционировании щитовидной железы.
Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употребление йодированные соль или хлеб.
Спорадический, или рассеянный, зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употребления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употреблении молока коров, питавшихся растениями семейства барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употребление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.
Поджелудочная железа.
Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии доцент А.А. Голубев, большой знаток литературы и музыки, всегда очень умело насыщавший свои лекции впечатляющими образами. О поджелудочной железе он с вдохновением говорил:
«Как нежащаяся пантера, уложила она голову в изгиб двенадцатиперстной кишки, распластала тонкое тело на аорте, убаюкивающей ее мерными движениями, а чуть изогнутый хвост беспечно отклонила в ворота селезенки — затаившийся красивый хищник, который неожиданно при болезни может нанести непоправимый вред; так и поджелудочная железа:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.»
Гиперфункция поджелудочной железы
Стоит отметить, что данный недуг является достаточно редким и проявляется, как правило, целым рядом симптомов. Так, первоначально при возникновении гиперфункции появляется общая слабость, быстрая утомляемость, постоянная сонливость, апатия. Если на этом этапе не будет назначено соответствующее лечение, то заболевание продолжит прогрессировать, а состояние организма ухудшаться: появляются сильные и болезненные судороги, нередко появляются потери сознания, резкий набор веса.
Гипофункция надпочечников. Бронзовая болезнь (Аддисонова болезнь).
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева “Живые мощи”. Автор так описал болезнь: “Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос”.
Это состояние, известное как аддисонова болезнь, характеризуется сильной слабостью, похуданием, низким кровяным давлением, желудочно- кишечными расстройствами, повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи. Аддисонова болезнь, описанная в 1855 Т.Аддисоном, стала первым распознанным эндокринным заболеванием.
Гипофиз – эндокринный орган, находящийся на внутренней поверхности мозга.
Надпочечники – парные органы, прилегающие к верхушкам почек.
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=87856#1
https://gureev.nnov.ru/health/stroenieorganizmacheloveka?start=2
https://drprof.ru/zdorovie/podzheludochnaya-zheleza-pishhevaritelnaya-sistema-cheloveka.html
Применяем новые знания!!!
По фотографии поставь диагноз по фотографии больного человека.
1________________________________ 4__________________________
2__________________________________ 5______________________________
3___________________________________
По названию гормона определи железу секреции, выделяющую его:
гормон роста -____________________________________
инсулин-_________________________________________
норадреналин-_____________________________________
тироксин- _________________________________________
адреналин-_______________________________________
Выбери верные суждения:
1. Гормоны – это высокоактивные химические вещества. Большинство гормонов вырабатываются железами внутренней секреции.
2. Поджелудочная железа выполняет только одну функцию – выделение пищеварительного сока.
3. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.
4. Гипофиз –железа внутренней секреции.
5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.
6. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.
7. Секрет желёз внешней секреции выделяется в кровь.
8. Поджелудочная железа относятся к железам только внутренней секреции.
9. Щитовидная железа относится к железам смешанной секреции.
10. Гормоны поступают в кровь.
Рабочий лист _______________________________________________________
Задание 1. Перед тобой перечень понятий:
слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа;
сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз
объедини эти понятия в одну группу и назови её;
раздели понятия на три группы, назови эти группы;
исходя из пунктов 1 и 2 составь схему, с использованием всех понятий.
Задание 2. Осмысли несколько фактов, расшифруй записи на доске.
Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 г.
Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны ( от латинского слова «гармао» – возбуждаю) в ничтожно малом количестве; например в сутки человеку требуется 0,0000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!)
Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывает болезненные изменения и пропорций частей тела (известны случаи, когда масса тела некоторых людей достигала 500-600 кг)
Тема урока______________________________________________________________________
Таблица: «Деятельность эндокринных желез»
Нормальная
функция
Пониженная
функция
Повышенная функция
Гипофункция
Гиперфункция
Источник