Урок на тему роль гормонов поджелудочной железы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Урок биологии в 8 классе.
Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.
Цели урока:
- Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма
человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
- Развивающие: способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
- Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.
Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие.
Представление гостей.
- Актуализация знаний.
Что из себя представляет эндокринный аппарат?
В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.
Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?
Что такое гормоны?
Какое действие на организм оказывают гормоны?
(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).
- Постановка учебной проблемы.
Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:
поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?
Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)
Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.
Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Поиск решения проблемы.
Организуется работа в группах.
Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).
Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте – гигантизм, у взрослых – акромегалия | Задерживают рост – карликовость |
Щитовидная | Тироксин | Регулирует обмен веществ. | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте – карликовость и кретинизм |
Надпочечники | Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает |
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче |
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Первичное закрепление знаний.
Организуется работа в группах.
Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)
Предлагаются истории болезни.
1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.
2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.
4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.
5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка
6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.
7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»
8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.
9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.
- В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.
Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.
Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем
- Вторичное закрепление знаний .
Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.
(самопроверка)
Ключ:
вариант 1: 3,3, 3. 3,3;
вариант 2: 4,2,2,1.3,2;
вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.
Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответьте на проблемный вопрос урока:
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
– сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?
– познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?
– всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?
– следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Довольны ли вы своим результатом?
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).
Красный – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома…
- Домашнее задание.
С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.
Для желающих:
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Источник
26.02.2020г
8 а,б класс
Тема урока: «Железы внутренней секреции и их функции»
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выяснить причины их гипер и гипофункций.
Показать роль гормонов в обменных процессах организма человека;
Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
Способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека
2. Развивающие:
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы
3. Воспитательные:
Способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью
Тип урока: Проблемный, комбинированный,
Оборудование:
Таблица «Железы внутренней секреции»
Презентация «Железы внутренней секреции»
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в нормальной жизнедеятельности организма.
Личная значимость изучаемого материала для учащихся: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,
Формы организации учебной деятельности:
– устные ответы с места,
– самостоятельная работа с раздаточным материалом,
– выполнение тестовой работы самостоятельно.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
3.Вступительное слово учителя.
Известно, что кроме нервной регуляции существует более древняя регуляция внутренних процессов организма – химические вещества, вырабатываются в железах и разносятся по организму через жидкую среду – гуморальная регуляция
Таким образом, регуляция бывает:
– нервной
– гуморальной
Химическая, или гуморальная, система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена веществ). Высокая биологическая активность некоторых метаболитов сохранилась у многоклеточных организмов, в том числе у человека. Примерами регуляции функций с помощью метаболитов является действие таких веществ, как СО2, молочная кислота,: активно выделяясь в работающих мышцах, эти соединения расширяют кровеносные сосуды, обеспечивая так называемую рабочую гиперемию.
Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост и развитие, поведение, является эндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют гормонами.
В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении таких регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными (греч. endon – внутрь, krinein – выделять).
Они располагаются в разных местах нашего организма.
Запись в тетради– Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» – привожу в движение, побуждаю).
Гормоны – сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.
Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!
Теперь давайте посмотрим на слайде характеристику гормонов
Характеристика гормонов
1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез;
2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов.
3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.
4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях
1. Обеспечивают рост и развитие организма.
2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
3. Обеспечивают гомеостаз
4. Контролируют процессы обмена веществ.
Таким образом, гормоны – вещества, обладающие высокой биологической активностью, вырабатываются железами внутренней секреции и поступают непосредственно в кровь. Действие гормонов строго специфично и осуществляется даже в очень низких концентрациях. Гормоны действуют только на живые клетки и поддерживают постоянство внутренней среды организма, влияют на обмен веществ, рост, размножение, развитие и взаимодействие с внешней средой.
Мы все время говорим: железы внутренней секреции. Возникает вопрос, а какие еще есть железы в нашем организме? Кто из Вас может их назвать? (ответы учащихся)
Давайте запишем эту схему себе в тетрадь.
Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение эндокринной системы нашего организма, познакомимся с нарушениями функций желез внутренней секреции, болезнями человека, возникающими вследствие этого.
Между железами внутренней секреции, как правило, нет прямых анатомических связей, но существует тесная взаимозависимость их функций. Их работу можно сравнить с игрой хорошего оркестра – каждая железа уверенно и тонко ведет свою партию, а в роли дирижера выступает главная железа внутренней секреции – гипофиз, подчиняющаяся отделу центральной нервной системы – гипоталамусу.
Механизм взаимодействия между нейрогормонами гипоталамуса, тропными гормонами гипофиза и гормонами периферических желез внутренней секреции отработан длительным эволюционным развитием и весьма надежен. Но, достаточно сбоя в одном звене этой сложной цепи, чтобы произошло нарушение
Таким образом, эндокринная регуляция:
– включается медленно и действует долго
– сигнал – гормон
– передача сигнала химическая (через жидкие среды организма)
– распространение сигнала по сосудам с током крови
– ответ, как правило, генерализован (весь организм)
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития?
Задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы
Сейчас наша речь, как Вы уже и догадались, пойдет о поджелудочной железе
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
Имеет вытянутую форму, по очертаниям напоминает кисть винограда.
У человека поджелудочная железа весит 80 – 90 г. Поджелудочная железа состоит из двух типов ткани, выполняющих совершенно разные функции. Собственно ткань поджелудочной железы составляют мелкие дольки. Дольки почти целиком состоят из клеток, секретирующих сок поджелудочной железы (панкреатический сок). Панкреатический сок содержит пищеварительные ферменты. Из долек по мелким выводным протокам он поступает в двенадцатиперстную кишку. Между дольками вкраплены многочисленные группы клеток, не имеющие выводных протоков, – т.н. островки Лангерганса. Островковые клетки выделяют гормоны инсулин и глюкагон.
Поджелудочная железа имеет одновременно эндокринную и экзокринную функции, т.е. осуществляет внутреннюю и внешнюю секрецию. Поэтому поджелудочную железу относят к железе смешанной секреции. Это мы с Вами и видим на слайде и записали в тетрадь.
Кто из Вас знает, какой гормон выделяет поджелудочная железа? Правильно – инсулин.
Основной гормон поджелудочной железы – инсулин. Инсулин регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под действием этого гормона происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот и активный транспорт аминокислот в клетки.
Заключение
Итак, на сегодняшнем уроке мы с Вами познакомились с особенностями желез, выяснили отличия желез внутренней, внешней и смешанной секреции. Разобрались с основными особенностями гормонов.
1.Свойства гормонов.
– Орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от железы его вырабатывающей (дистантное действие).
– Гормоны действуют только на живые клетки.
– Действие гормонов строго специфично: некоторые влияют лишь на работу определенных органов – мишеней, другие обладают более широким спектром действия.
– Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают свое воздействие в очень низких концентрациях.
– Влияют на рост и развитие организма.
– Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям среды, к стрессам.
– Участвуют в поддержании гомеостаза.
– Контролируют процессы обмена веществ.
2. Факторы, вызывающие эндокринные заболевания.
Наследственная предрасположенность.
Неправильное питание (недостаток йода, избыток сахара и т. д.).
Стрессы (существует стрессовая или посттравматическая форма сахарного диабета).
Последствия тяжелых инфекционных заболеваний.
Осложнения после операций, беременности и родов.
3. Профилактика эндокринных заболеваний.
Обращение в службу медико-генетического консультирования в том случае, если будущие родители страдают эндокринными заболеваниями.
Ранняя и своевременная диагностика наследственных эндокринных расстройств.
Сбалансированное питание с наличием необходимых микроэлементов и витаминов.
Здоровый образ жизни.
5. Умение справляться со стрессовыми ситуациями
Рефлексия
Закончите выражение
1. Два вида регуляции функций в организме – … (нервная и гуморальная).
2. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – … (гормоны).
3. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).
4. Гормон щитовидной железы – … (тироксин).
5. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – … (гипофиз).
6. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – … (сахарного диабета).
7. Усиление функции щитовидной железы приводит к … (базедовой болезни).
8. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим … (йод).
9. Равновесие тела, координацию движений регулирует … (мозжечок).
10. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … (кретинизм), а у взрослых людей – … (микседема).
Домашнее задание
Изучить материал учебника и записи в тетради
Источник