Роль гормонов поджелудочной железы поурочный план

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:  

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие:   способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека,  развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие:  воспитывать культуру общения,  формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы,  способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи: 

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и   меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный. 

     
Формы организации учебной деятельности:  устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы,  решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные   задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации:  Биология. Человек. 8 класс: учебник   для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр;  информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление  гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат? 

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны? 

Какое действие на организм оказывают гормоны?

 (На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения,   излагать их содержание и формулировать вопросы;   мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Организуется работа в группах.

Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах.   (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся  (сопровождается слайдовой презентацией),  заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте – гигантизм, у взрослых – акромегалия

Задерживают рост – карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте – карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди.  Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Читайте также:  Нарушенная работа поджелудочной железы

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На  репродукциях   Рубенса   изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»

8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела,   волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.

9. Больной  возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний .

Выполнение теста  (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

 (самопроверка)

Ключ:

  вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

  вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

  вариант 3: 1,3,5;  В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте  проанализируем,  достигли ли мы на уроке поставленных целей –

  –  сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

  – познакомились   с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

– всем ли понятна, насколько  важна  гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

– следовательно, мы научились  ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность,  важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Читайте также:  Увеличение размеров хвоста поджелудочной железы у детей

Красный – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома… 

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в  сети Интернет, и  подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Источник

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

в 8 «Д» классе  химико-биологического профиля  

МАОУ Лицей №1  г. Балаково.         Учитель Мартынова Г.И.

                         План-конспект урока на тему

             «Железы внутренней секреции и гормоны»

Цели:  

1. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о гуморальной регуляции функций в организме 

2. Развивать у учащихся умения сравнивать изученные факты, работать с таблицами и текстом учебника, логически излагать свои мысли

3. Показать значимость эндокринной системы в регуляции физиологических функций  организма человека, сознательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. дать понятие о железах внутренней, внешней и смешанной секреции;
  2. показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ;
  3. разъяснить связь нервной и эндокринной регуляции и их особенности.

Оборудование: таблицы  «Железы внутренней секреции», «Схема строения нервной системы», модель головного мозга, презентация «Железы внутренней секреции».

                 Структура и основное содержание урока.

I. Организационный этап урока

II. Обоснование значения изучаемой темы и задачи урока.

III. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

IV. Последовательное изучение учебного материала по намеченному плану.

 V. Закрепление знаний.

VI. Подведение итогов урока, информация учащихся о домашнем задании.

II. В настоящее время в науке сформировались представления о том, что основные процессы жизнедеятельности сложно устроенных многоклеточных организмов, в том числе человека, поддерживаются за счёт трёх регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной.

На протяжении индивидуальной жизни контроль над генетическим постоянством организма обеспечивает иммунная система.

Согласование деятельности различных органом и систем, а также приспособление к изменяющимся условиям среды, являются функциями нервной и гуморальной систем.

Строение и функции отделов нервной системы мы изучили. Знаем, что нервная регуляция является более совершенной, по нервным волокнам информация достигает определённого органа по принципу «письмо с адресом».

Нервная регуляция не устраняет более древнюю – гуморальную, которая у высокоразвитых организмов представлена эндокринной системой или системой желёз внутренней секреции. Продукты  желёз внутренней секреции называют гормонами.

Химическая или гуморальная система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими своё действие уже у одноклеточных, являются метаболиты. Высокая биологическая активность метаболитов сохранилась у многоклеточных , в том числе у человека. Примерами метаболитов являются углекислый газ, молочная кислота, аденозин и др.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями.

1. Отсутствием точного адреса, по которому направляется химическое вещество.                  2.  Химическое вещество действует через кровь на все органы и ткани.

3. Распространяется относительно медленно.

4. Действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается

  Составление схемы:       Нервная регуляция                                    Гуморальная регуляция

                                               «точный адрес»                                           гормон-кровь

                                               Центральная нервная   ___________   Железы внутренней

                                               система                                                           секреции

III. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, но он умрёт, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г.

А всего желёз внутренней секреции около десяти, их масса 100г. ЖВС вырабатывают особые вещества –  гормоны. В ничтожно малом количестве (15 г адреналина хватило бы с избытком для всех людей земного шара) они сильно изменяют рост и развитие всего организма, недостаток  или избыток вызывают нарушение обмена веществ и тяжёлые заболевания.

Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?   Какова их функция в организме?

Читайте также:  Поджелудочная железа фермент амилаза

На эти и другие вопросы мы дадим ответы при изучении материала по следующему плану

                                      План (на доске)

  1. Железы внешней, смешанной и внутренней секреции.
  2. Гормоны – продукты жизнедеятельности желёз внутренней секреции. Свойства гормонов и их значение в организме.
  3. Значение деятельности гипофиза и щитовидной железы.
  4. Внутрисекреторные функции поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене.
  5. Роль половых желёз в развитии организма.
  6. Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.

При объяснении нового материала используются таблицы, презентация, схемы.

( Рассказ учителя с заполнением таблицы  стр. 298  п.58 учебника)

IV.  Особенности строения желёз внешней, смешанной и внутренней секреции

Железы внешней секреции

Железы смешанной секреции

Железы внутренней секреции

Слюнные железы

Гипофиз

Желудочные железы

Поджелудочная

Эпифиз

Сальные железы

Половые железы

Щитовидная железа

Потовые железы

Вилочковая железа

Надпочечники

Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.

Свойства гормонов:

  1. Обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях ( в пределах 10-7- 10-12 М)
  2. Действие гормонов строго специфично;  на клетки – мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам
  3. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желёз

Функции гормонов:

  1. Обеспечивают рост и развитие организма
  2. Адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям среды
  3. Обеспечивают гомеостаз
  4. Контролируют процессы обмена веществ

1.Гипофиз. Гормон роста гипофиза.  ( рассказ учителя стр.22-24 «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» с  демонстрацией презентации)

2. Щитовидная железа, её строение и функции. (стр.25-26 «Наиболее сложные вопросы… с демонстрацией презентации)

3. Значение поджелудочной железы в регуляции сахара в крови. Гормоны инсулин и глюкагон. (объяснение с использованием презентации «Железы внутренней секреции»)

4. Надпочечники. Влияние адреналина и норадреналина на интенсивную работу.

5. Роль половых желёз в развитии организма.

 (рассказ учителя с демонстрацией презентации)

6. Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.

  ( разбор рис.121 на с.300 учебника п.58 и составление схемы)

                                        Головной мозг

                                    Гипоталамус

                                         ( нейрогормоны)

                                             Гипофиз

щитовидная    поджелудочная     надпочечники     половые  

трийодтиронин     инсулин                       адреналин                  андрогены

тироксин                 глюкагон                      норадреналин          эстрогены

V. Вопросы и задания для закрепления знаний.

Устная фронтальная беседа:

1.Какие органы называются железами внутренней секреции? (приведите примеры)

2. Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?

3.Что такое гормоны? Каков механизм их действия?

4. Какие гормоны выделяют щитовидная железа,  надпочечники, гипофиз и другие железы внутренней секреции?  Каково влияние каждого из них на организм?

5. Каков механизм поддержания постоянства глюкозы в крови? Как изменится соотношение гормонов в крови, если содержание  глюкозы в ней: а) повысится

б) понизится?

Задание для каждого ученика  выполняется на отдельных листочках.

Вставьте в текст слова.

Информация, поступающая в мозг от рецепторов, может оказать влияние на железы внутренней секреции, попав в особый отдел промежуточного мозга……

Этот отдел тесно связан с … , который расположен в полости черепа под промежуточным мозгом. Он представляет собой железу внутренней секреции, которая управляет деятельностью других желёз (щитовидной, поджелудочной, половых, надпочечников).

Вещества, выделяемые в кровь гипоталамусом и гипофизом, называют … …

VI. Изучить п. 58.    Выполнить задание №2 на с. 301 под символом «!», №217 в рабочей  тетради,  заполнить таблицу  «Железы внутренней секреции и их функции»                                                                  

               Железа

Вырабатываемые гормоны

      Действие   гормонов

Литература:

Д.К.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев    Биология. Человек. 8 класс  Дрофа 2008

Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев   Рабочая тетрадь.  Биология. Человек. 8 класс

Тематическое и поурочное планирование к учебнику   Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев

Биология. Человек.  8 класс.  Дрофа. Москва. 2002

О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова.  Универсальные поурочные разработки  по Биологии.  Человек.   8 (9)класс    «ВАКО»   Москва. 2005.

М.З.Фёдорова, Г.А.Воронина   Наиболее сложные вопросы преподавания раздела

«Человек и его здоровье»  Лекции.

Источник