Роль гормонов поджелудочной железы поурочный план
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Урок биологии в 8 классе.
Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.
Цели урока:
- Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма
человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
- Развивающие: способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
- Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.
Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие.
Представление гостей.
- Актуализация знаний.
Что из себя представляет эндокринный аппарат?
В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.
Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?
Что такое гормоны?
Какое действие на организм оказывают гормоны?
(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).
- Постановка учебной проблемы.
Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:
поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?
Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)
Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.
Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Поиск решения проблемы.
Организуется работа в группах.
Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).
Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте – гигантизм, у взрослых – акромегалия | Задерживают рост – карликовость |
Щитовидная | Тироксин | Регулирует обмен веществ. | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте – карликовость и кретинизм |
Надпочечники | Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает |
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче |
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Первичное закрепление знаний.
Организуется работа в группах.
Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)
Предлагаются истории болезни.
1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.
2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.
4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.
5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка
6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.
7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»
8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.
9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.
- В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.
Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.
Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем
- Вторичное закрепление знаний .
Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.
(самопроверка)
Ключ:
вариант 1: 3,3, 3. 3,3;
вариант 2: 4,2,2,1.3,2;
вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.
Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответьте на проблемный вопрос урока:
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
– сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?
– познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?
– всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?
– следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Довольны ли вы своим результатом?
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).
Красный – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома…
- Домашнее задание.
С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.
Для желающих:
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Источник
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
в 8 «Д» классе химико-биологического профиля
МАОУ Лицей №1 г. Балаково. Учитель Мартынова Г.И.
План-конспект урока на тему
«Железы внутренней секреции и гормоны»
Цели:
1. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о гуморальной регуляции функций в организме
2. Развивать у учащихся умения сравнивать изученные факты, работать с таблицами и текстом учебника, логически излагать свои мысли
3. Показать значимость эндокринной системы в регуляции физиологических функций организма человека, сознательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- дать понятие о железах внутренней, внешней и смешанной секреции;
- показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ;
- разъяснить связь нервной и эндокринной регуляции и их особенности.
Оборудование: таблицы «Железы внутренней секреции», «Схема строения нервной системы», модель головного мозга, презентация «Железы внутренней секреции».
Структура и основное содержание урока.
I. Организационный этап урока
II. Обоснование значения изучаемой темы и задачи урока.
III. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
IV. Последовательное изучение учебного материала по намеченному плану.
V. Закрепление знаний.
VI. Подведение итогов урока, информация учащихся о домашнем задании.
II. В настоящее время в науке сформировались представления о том, что основные процессы жизнедеятельности сложно устроенных многоклеточных организмов, в том числе человека, поддерживаются за счёт трёх регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной.
На протяжении индивидуальной жизни контроль над генетическим постоянством организма обеспечивает иммунная система.
Согласование деятельности различных органом и систем, а также приспособление к изменяющимся условиям среды, являются функциями нервной и гуморальной систем.
Строение и функции отделов нервной системы мы изучили. Знаем, что нервная регуляция является более совершенной, по нервным волокнам информация достигает определённого органа по принципу «письмо с адресом».
Нервная регуляция не устраняет более древнюю – гуморальную, которая у высокоразвитых организмов представлена эндокринной системой или системой желёз внутренней секреции. Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.
Химическая или гуморальная система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими своё действие уже у одноклеточных, являются метаболиты. Высокая биологическая активность метаболитов сохранилась у многоклеточных , в том числе у человека. Примерами метаболитов являются углекислый газ, молочная кислота, аденозин и др.
Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями.
1. Отсутствием точного адреса, по которому направляется химическое вещество. 2. Химическое вещество действует через кровь на все органы и ткани.
3. Распространяется относительно медленно.
4. Действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается
Составление схемы: Нервная регуляция Гуморальная регуляция
«точный адрес» гормон-кровь
Центральная нервная ___________ Железы внутренней
система секреции
III. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, но он умрёт, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г.
А всего желёз внутренней секреции около десяти, их масса 100г. ЖВС вырабатывают особые вещества – гормоны. В ничтожно малом количестве (15 г адреналина хватило бы с избытком для всех людей земного шара) они сильно изменяют рост и развитие всего организма, недостаток или избыток вызывают нарушение обмена веществ и тяжёлые заболевания.
Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения? Какова их функция в организме?
На эти и другие вопросы мы дадим ответы при изучении материала по следующему плану
План (на доске)
- Железы внешней, смешанной и внутренней секреции.
- Гормоны – продукты жизнедеятельности желёз внутренней секреции. Свойства гормонов и их значение в организме.
- Значение деятельности гипофиза и щитовидной железы.
- Внутрисекреторные функции поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене.
- Роль половых желёз в развитии организма.
- Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.
При объяснении нового материала используются таблицы, презентация, схемы.
( Рассказ учителя с заполнением таблицы стр. 298 п.58 учебника)
IV. Особенности строения желёз внешней, смешанной и внутренней секреции
Железы внешней секреции | Железы смешанной секреции | Железы внутренней секреции |
Слюнные железы | Гипофиз | |
Желудочные железы | Поджелудочная | Эпифиз |
Сальные железы | Половые железы | Щитовидная железа |
Потовые железы | Вилочковая железа | |
Надпочечники |
Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.
Свойства гормонов:
- Обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях ( в пределах 10-7- 10-12 М)
- Действие гормонов строго специфично; на клетки – мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам
- Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желёз
Функции гормонов:
- Обеспечивают рост и развитие организма
- Адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям среды
- Обеспечивают гомеостаз
- Контролируют процессы обмена веществ
1.Гипофиз. Гормон роста гипофиза. ( рассказ учителя стр.22-24 «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» с демонстрацией презентации)
2. Щитовидная железа, её строение и функции. (стр.25-26 «Наиболее сложные вопросы… с демонстрацией презентации)
3. Значение поджелудочной железы в регуляции сахара в крови. Гормоны инсулин и глюкагон. (объяснение с использованием презентации «Железы внутренней секреции»)
4. Надпочечники. Влияние адреналина и норадреналина на интенсивную работу.
5. Роль половых желёз в развитии организма.
(рассказ учителя с демонстрацией презентации)
6. Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.
( разбор рис.121 на с.300 учебника п.58 и составление схемы)
Головной мозг
Гипоталамус
( нейрогормоны)
Гипофиз
щитовидная поджелудочная надпочечники половые
трийодтиронин инсулин адреналин андрогены
тироксин глюкагон норадреналин эстрогены
V. Вопросы и задания для закрепления знаний.
Устная фронтальная беседа:
1.Какие органы называются железами внутренней секреции? (приведите примеры)
2. Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?
3.Что такое гормоны? Каков механизм их действия?
4. Какие гормоны выделяют щитовидная железа, надпочечники, гипофиз и другие железы внутренней секреции? Каково влияние каждого из них на организм?
5. Каков механизм поддержания постоянства глюкозы в крови? Как изменится соотношение гормонов в крови, если содержание глюкозы в ней: а) повысится
б) понизится?
Задание для каждого ученика выполняется на отдельных листочках.
Вставьте в текст слова.
Информация, поступающая в мозг от рецепторов, может оказать влияние на железы внутренней секреции, попав в особый отдел промежуточного мозга……
Этот отдел тесно связан с … , который расположен в полости черепа под промежуточным мозгом. Он представляет собой железу внутренней секреции, которая управляет деятельностью других желёз (щитовидной, поджелудочной, половых, надпочечников).
Вещества, выделяемые в кровь гипоталамусом и гипофизом, называют … …
VI. Изучить п. 58. Выполнить задание №2 на с. 301 под символом «!», №217 в рабочей тетради, заполнить таблицу «Железы внутренней секреции и их функции»
Железа | Вырабатываемые гормоны | Действие гормонов |
Литература:
Д.К.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс Дрофа 2008
Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс
Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
Биология. Человек. 8 класс. Дрофа. Москва. 2002
О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Универсальные поурочные разработки по Биологии. Человек. 8 (9)класс «ВАКО» Москва. 2005.
М.З.Фёдорова, Г.А.Воронина Наиболее сложные вопросы преподавания раздела
«Человек и его здоровье» Лекции.
Источник