Поджелудочная железа текст егэ русский

Поджелудочная железа текст егэ русский thumbnail

Зубр

1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Ответ

1) Антибиотики убивают полезные бактерии, расщепляющие углеводы (клетчатку) и выделяющие витамины.
2) Вместо убитых полезных бактерий в толстом кишечнике быстро размножаются гнилостные и болезнетворные.

2. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.

Ответ

1) Зубы млекопитающих состоят из коронки, шейки и корня.
2) Виды зубов: резцы, клыки, коренные.
3) Резцы необходимы для откусывания кусков от пищи, клыки – для раздирания, а коренные – для перетирания и пережевывания пищи.

3. Железистые клетки печени вырабатывают желчь. Укажите не менее трех функций желчи в процессе пищеварения. Ответ поясните.

Ответ

1) желчь эмульгирует жиры (дробит на мелкие частицы), что способствует их расщеплению ферментами;
2) желчь усиливает перистальтику кишечника – способствует продвижению пищи;
3) желчь способствует усилению отделения сока поджелудочной железы и активирует его ферменты

4. Где расположены центры нервной регуляции выделения желудочного сока в организме человека? Как осуществляется безусловно- и условно-рефлекторная регуляция этого процесса?

Ответ

1) Центры нервной регуляции выделения желудочного сока в организме человека расположены в продолговатом мозге.
2) Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока происходит во время попадания пищи в ротовую полость и желудок.
3) Условно-рефлекторное выделение желудочного сока происходит при виде или запахе знакомой пищи, при разговоре о еде, при наступлении постоянного времени приема пищи.

5. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

Ответ

1) Барьерная функция – очищает кровь, оттекающую от пищеварительного тракта.
2) Является депо гликогена.
3) Вырабатывает желчь.
4) Синтезирует мочевину.
5) Разрушает эритроциты, запасает железо.

6. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищеварение в кишечнике человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. (1) Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. (2) Она вырабатывает ферменты и гормоны. (3) Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (4) Гормон инсулин понижает содержание глюкозы в крови. (5) Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (6) Под влиянием одних ферментов завершается расщепление белков, под влиянием других расщепляются углеводы до гликогена, под влиянием третьих жиры распадаются на глицерин и жирные кислоты. (7) В тонком кишечнике человека не только переваривается пища, но и все образовавшиеся вещества всасываются непосредственно в кровь.

Ответ

3 – гормоны поступают в кровь, а ферменты – в двенадцатиперстную кишку;
6 – углеводы распадаются до глюкозы;
7 – глицерин и жирные кислоты всасываются в лимфу

7. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

Ответ

1) Хорошо пережеванная пища легче проглатывается.
2) При жевании увеличивается площадь поверхности пищи, поэтому увеличивается площадь соприкосновения пищи с пищеварительными ферментами. Это ускоряет процесс переваривания.
3) При раздражении рецепторов ротовой полости происходит рефлекторное выделение желудочного сока, желудок готовится к приему пищи.
4) В процессе жевания амилаза слюны начинает расщеплять углеводы прямо в ротовой полости.

8. Какую функцию выполняют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Ответ

1) Слюна обеззараживает пищу. В слюне содержится природный антибиотик лизоцим, обеззараживающий пищу.
2) В слюне содержатся пищеварительный фермент амилаза, который расщепляет крахмал.
3) Слюна смачивает пищу с помощью воды и склеивает её в удобный для проглатывания пищевой комок с помощью муцина.

9. Найдите три ошибки в приведенном тесте «Пищеварение». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их. (1) В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. (2) Слюна содержит ферменты и антибактериальное вещество – лизоцим. (3) Ферменты слюны амилаза и мальтаза расщепляют белки до аминокислот. (4) Пища из ротовой полости по пищеводу поступает в желудок, где подвергается дальнейшей химической обработке. (5) Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока, способствует расщеплению липидов. (6) Движение пищевой кашицы происходит благодаря сокращению и расслаблению мышц стенок кишечника. (7) Всасывание воды и основной массы питательных веществ происходит в толстой кишке.

Ответ

1) 3 – ферменты слюны расщепляют крахмал до моно- и дисахаров;
2) 5 – соляная кислота обеспечивает антибактериальное действие, создает кислую среду, активизирует действия ферментов желудочного сока, расщепляющих белки;
3) 7 – всасывание воды и основной массы питательных веществ происходит в тонкой кишке (в толстой кишке всасываются вода, витамины группы В, Е, К, синтезированные бактериями.

10. Почему диетологи рекомендуют принимать пищу в одно и то же время? Почему продолжительность приёма пищи должна быть не менее 20–25 мин.? Свой ответ аргументируйте.

Ответ

1) приём пищи в одно и то же время способствует образованию условных пищеварительных рефлексов на определённое время (обстановку);
2) при быстром употреблении пищи она плохо пережёвывается;
3) плохо измельчённая пища долго переваривается;
4) при быстром проглатывании пищи она недостаточно обрабатывается слюной;
5) недостаточная обработка пищи слюной ухудшает расщепление веществ;
6) при быстром употреблении пищи её поступление в организм происходит раньше, чем наступает чувство насыщения;
7) запаздывание чувства насыщения способствует перееданию

11. Какая структура из представленных на рисунках А–В максимально увеличивает площадь поверхности пищеварительного канала? В ответе запишите только название структуры.

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) Сказывают древние книги, будто великий Дионисий, замыслив расписать новоявленный храм, собирал холщовую подорожницу и уходил окрест — в лесную тишь, в одинокое раздумье. (2) Заповедная нехоженность Ферапонтова межозерья, пряный дух разомлевших боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами, где далеко слыхать, как стремительно возносится, шуршит коготками по сухому корью осторожная белка или как трепещет крыльями стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, — это тихое общение с птахами, травами и родной землёй отрешало живописца от расслабляющей повседневности, очищало и возвышало душу, звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино, копило в нём слабеющие силы для очередного бессмертного творения.

(3) Но была в том одиноком скитании и своя корысть: пройдёт ли Дионисий верховолочьем, берегом ли ручья, сам тем временем неотступно высматривает всякие земные обнажения. (4) Растирает в щепотке мелки и глины, крошит пестиком известняки и цветные камушки, подобранные на перекатах, толчёт их в порошок в походной ступе, а потом замешивает в плошке на ключевой воде, пачкает цветной кашицей припасённые дощечки. (5) И долго глядит сощурясь, примериваясь к полученному колеру.

(6) Казалось бы, что можно извлечь из этих спёкшихся комьев, из овражных осыпей, озёрной гальки или сумрачных ливневых размывов… (7) Но посмотрите на многовековые невянущие фрески, и вы затихнете восхищённо: какое празднество красок! (8) Хотя и нет здесь ни откровенно красного, ни синего, ни зелёного… (9) Любил тонкий художник мягкие, нежные тона, почти неощутимые переходы, от которых сладко благоговела, смягчалась современная ему человеческая душа, теплилась надеждой. (10) Розово-красный он укрощал до лёгкой розовости или малиновости, душную зелень смягчал до прозрачной овсяной зеленцы, а охру — до золотистой соломистости. (11) А между этими умягчёнными тонами неприметно пускал ещё больше умягчённые тональности, и оттого все храмовые росписи — и на стенах, и на сводах, и на опорных столбах — обретали воздушно-лёгкий, серебристо-радужный колорит, подобный то ли цветной изморози, то ли нерукотворному узорочью. (12) И эта тонкая, неуловимая для глаза вибрация полутонов сообщала живописи чарующее необыкновение!

Читайте также:  Симптомы заболевание печени или поджелудочной железы

(13) К расцвету своего мастерства Дионисий извлёк из окрестных долов около ста сорока видов красителей и был убеждён, что это далеко не всё и что красочному воссиянию русской земли нет предела. (14) Надобно только воистину загореться, захотеть одержимо в земной обыкновенности увидеть сокрытую красу и радость и уловить, подглядеть в простой невзрачной тверди как бы застенчивую, но всегда дивную, нежную улыбку матери-природы. (15) «Подвижничество — это великое, радостное, как и всякий труд во всеобщее благо и всеобщее спасение, и сил на то утаивать не можно», — думал о своём призвании Дионисий.

(16) В наше время, однако, уже никто не скитается по глухим ярам с пестиком и ступкой. (17) Ныне «улыбку природы» можно без хлопот приобрести в магазине «Канцтовары». (18) Продаётся она уже в готовых тюбиках. (19) Удобно и просто: отвинтил колпачок, надавил большим пальцем на округлое матово лоснящееся брюшко упаковки и — пожалуйста! (20) Благо, что и всякие кисти, холсты, картоны, уже загрунтованные, готовые к исполнению, тоже продаются в достатке. (21) Достигнутый прогресс избавил современного живописца от самой докучливой (с нашей точки зрения) обузы — добывать необходимые краски, освободив его для чисто творческого дела: бери кисть и — твори, выдумывай, пробуй! (22) Было бы и вовсе не хлопотно, если бы вот так же запросто, нажав пальцем, можно было выдавить из одного тюбика, скажем, необыкновенный замысел, а из другого — вдохновение. (23) Или, допустим, зашёл в ателье и заказал себе пару крыл для творческого взлёта… (24) Но, видно, искусство не терпит расслабленности, тем более сделок с совестью, порождающих леность душ и меркантильные помыслы. (25) Напротив, оно требует постоянного преодоления задуманного, способствуя, в свою очередь, преодолению художником самого себя и захватывая его одержимостью. (26) Так что, как ни всемогущ прогресс, но вдохновения в лавке пока не купишь. (27) Тут изощрённый человеческий ум спасовал, ничего не придумал, и всё, что касается творческого взлёта, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь — иди и поклонись родной земле. (28) Всё остальное — от лукавого.

(По Е. Носову)

Носов Евгений Иванович (1925—2002) — русский советский писатель, автор книг: «Берега», «В чистом поле», «Мост» и др.

Источник

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Анатомически она состоит из головки, тела и хвоста.
Головка и тело составляют экзокринную часть, которая выделяет ферменты, участвующие в расщеплении веществ в
тонкой кишке.

Более всего нас с вами будет интересовать хвост поджелудочной железы – то самое место, где в кровь секретируются
гормоны инсулин и глюкагон. Именно в хвосте сосредоточены так называемые островки Лангерганса, объединяющие
клетки с эндокринной функцией.

Поджелудочная железа

Островки Лангерганса

Островками Лангерганса называют скопления эндокринных клеток, продуцирующих гормоны. Состоят из α-клеток, выделяющих
глюкагон, и β-клеток, выделяющих инсулин. Оба эти гормона влияют на обмен углеводов, однако, действие у них противоположное.

Запомните, что инсулин активирует транспорт глюкозы, аминокислот, жирных кислот из крови в клетку. Его действие можно
сравнить с ключом к двери, где инсулин – ключ, который открывает вход в клетку для молекул глюкозы – основного
источника энергии. В клетке глюкоза запасается в виде гликогена, таким образом, в результате действия инсулина содержание глюкозы (сахара) в крови понижается.

Глюкагон, напротив, способствует расщеплению гликогена в клетках и выходу глюкозы в кровь. В результате действия глюкагона
сахар (глюкоза) в крови повышается. Запомните мнемоническое выражение: Глюкагон “Гонит” глюкозу в кровь.

Инсулин выделяется наиболее активно после приема пищи, когда в кровь всасываются моносахариды, аминокислоты, жирные кислоты.
Выделение глюкагона активируется при голодании, когда для поддержания работы организма необходимо повысить уровень глюкозы в крови.

Инсулин и глюкагон

В островках Лангерганса есть особые δ-клетки (дельта-клетки), которые секретируют гормон соматостатин. Соматостатин угнетает выработку
гормона роста (соматотропного гормона гипофиза), синтез ферментов в экзокринной части поджелудочной железы и синтез глюкагона и инсулина
α- и β-клетками.

Сахарный диабет

При недостаточной выработке (гипофункции) поджелудочной железой инсулина глюкоза перестает поступать в клетки, которые
в ней нуждаются, и уровень глюкозы в крови возрастает. Парадоксально, но высокий уровень глюкозы не способствует усвоению
ее тканями, так как “ключ к двери” – гормон инсулин – отсутствует в нужном количестве.

Такое состояние называется сахарный диабет. Оно сопровождается гипергликемией (греч. hypér — сверх, чрезмерно + glykýs
— сладкий + háima — кровь) – повышением глюкозы в крови, и глюкозурией (греч. uron – моча) – выделением глюкозы с мочой.

Сахарный диабет

Нейроны особенно чувствительны к отсутствию поступления в них глюкозы, поэтому нередко сахарный диабет впервые проявляется внезапной потерей сознания. Гипергликемия оказывает разрушительное действие на почки, нервы, сосуды. Поэтому больным с сахарным диабетом
крайне важно контролировать уровень глюкозы в крови.

Гипогликемическая кома

Норма содержания глюкозы в крови 3,5-5,5 ммоль/л. При такой концентрации сахар в моче не обнаруживается, глюкоза в моче
появляется только тогда, когда ее концентрация в крови в 2-2,5 раза больше нормальной.

Типичные симптомы диабета: сильная жажда (может выпивать более 6 литров воды в сутки), сахарное мочеизнурение – увеличение
диуреза (объема отделяемой мочи) до 5-6 литров в сутки. Наблюдается повышенный аппетит, однако вес стремительно уменьшается,
присутствует сильная слабость.

Замечу, что сильная жажда и обильное мочеиспускание обусловлено тем, что организм “стремится разбавить” высокую концентрацию глюкозы в крови и
вывести с мочой ее избыток. На схеме ниже для вас собраны самые основные симптомы сахарного диабета.

Симптомы сахарного диабета

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Решать ВАРИАНТ 5 ЕГЭ по русскому языку 2019-2020.

  • Теория ЕГЭ по русскому языку
  • Тесты ЕГЭ

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Научные деятели редко испытывают нервные потрясения: у них нет времени на такую роскошь. (2)Почему волнения отступают, когда человек занят? (3)Психологи объясняют … действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему. 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Ученые объясняют отсутствие нервных потрясений у научных деятелей тем, что у них человеческий ум не может обдумывать более чем одну проблему в одно время, поэтому научным деятелям просто некогда волноваться. 
2) Даже самый гениальный человек не может в одно время обдумывать более чем одну проблему – это известный закон работы человеческого ума. 
3) Научным деятелям не суждено испытать нервное потрясение, поскольку, по мнению психологов, их мозг работает иначе, чем у остальных людей. 
4) У ученых нет времени на нервные потрясения, все волнения отступают, потому что у них много физической работы. 
5) У научных деятелей нет времени на нервные потрясения, они редко волнуются, так как по мнению психологов, человеческий ум не может в один промежуток времени обдумывать более чем одну проблему. 

Читайте также:  Осложнения после резекции поджелудочной железы

ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение. 

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЙСТВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

ДЕЙСТВИЕ, -я, ср. 
1. Проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-либо. Машина в действии. Продлить действие договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в действие. 
2. Поступки, поведение. Самовольные действия. Противозаконные действия. 
3. События, о которых идёт речь. Действие происходит в 15 столетии. 
4. Часть драматического произведения. Комедия в трёх действиях. 
5. Основной вид математического вычисления. Четыре действия арифметики. 

ЗАДАНИЕ 4 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

слИвовый 
включИшь 
ерЕтик 
отдалА 
завИдно 

ЗАДАНИЕ 5 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Под руку попадались стеклянные банки, отбитые у какой-то скульптуры руки и ноги, ласта для подводного плавания, пара солнцезащитных очков, пустой ДИПЛОМАТ

Он весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧЕСКИЙ, строгий и всепонимающий. 

Поскольку во всех клиниках ОПЛАТА была только наличными деньгами, я решила снять некоторую сумму. 

Он не просто грамотный человек, а ИСКУСНЫЙ мастер. 

Есть лауреаты журналистских премий, которые за школьный ДИКТАНТ получили бы «двойку» за массу грамматических ошибок. 

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово. 

Мне необходимо узнать о свободных вакансиях. 

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

Доволен ПЯТИСТАМИ друзьями 
Килограмм ЯБЛОК 
Согласно УТВЕРЖДЕНИЮ писателя 
ЗАТАИ дыхание 
ВЕСЕЛЕЕ всех 

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1)Совершенно случайно, благодаря потерянному портсигару, его присутствие было обнаружено. 
2)Я подумал, что, может быть, он занимается бегом, и только что прибежал из стадиона. 
3)Все, кто бывали во Флоренции в те годы, помнят на вокзале старую Бэппу – продавщицу цветов. 
4)Только тот, кто не бывал там, мог желать туда попасть. 
5)Учитель организовал кружок пения и руководил им с большим энтузиазмом. 
6)Этот консул кратко упоминается в романе «Хранителе древностей». 
7)Приехав на конечную остановку автобуса в посёлок Восточный, ею были обнаружены две собаки. 
8)Работая в штабе, он уже знал как о замечательных проделках лётчиков, так и партизан. 
9) На экзамене достались Гурьянову “Повести Белкина”.

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1) заг..рел (на море), приг..рь, ш..рстяной 
2) д..фицит, ж..смин, бум..ранг 
3) вым..рание (животных), изл..гать(факты), оп..здать 
4) ав..нгард, к..равай, ог..рчение 
5) д..зертир, в..ндализм, акр..бат 

ЗАДАНИЕ 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) пр..имущество, пр..мудрый, пр..высить (скорость) 
2) под..ячий, под..езд, четырех..язычный 
3) мирово..зрение, ра..ливать, чре..мерный 
4) пред..ставить, раз..гнаться, пр..язык 
5) и..подтишка, ни..вергать, чере..чур 

ЗАДАНИЕ 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) юнош..ство, де..тель (культуры) 
2) ветр..ный (день), вид..ть 
3) разнос..ик (газет), фонар..ик 
4) леле..ть, сегодн..шний 
5) плам..нный, труж..ница 

ЗАДАНИЕ 12 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) паш..щий, кудахч..щий 
2) размолот..шь, распева..шь 
3) преобража..мый, очаровыва..шь 
4) обеспоко..нный, почист..вший 
5) слыш..шь, запомн..вший 

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Один Торбецкий, (НЕ)ДУМАВШИЙ о присутствии в палате посторонних людей, беспокойно ворочался, ложась то на спину, то ниц, густо вздыхал и поправлял сползавшее одеяло. 

Он ничего не ел уже два дня, но ему было не привыкать к такой диете, он чувствовал себя (НЕ)ПЛОХО, прихлебывал горячую воду из чашки и возился со своими деревяшками. 

Рассказ и особенно мои догадки по поводу услышанного таковы, что я (НЕ)МОГУ ни описать его внешность, ни назвать имени или места работы. 

Если мы когда-нибудь к нему и зайдём, то только (НЕ)СЕГОДНЯ вечером. 

Он уже (НЕ)ПЕРВЫЙ раз определял координаты, и получалось, что движутся они по верху какого-то отрога почти строго на запад. 

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Через минуту выяснилось, что Николай Васильевич является доктором исторических наук, (ТО)ЕСТЬ человеком интеллигентным, и следовательно, Елена Наумовна не ошиблась, решив иметь с ним дело (НА)ПРЯМУЮ

В ТО(ЖЕ) время явственно почувствовал, что всё это очень не (ВО)ВРЕМЯ

В таком случае я должен заявить, что я снимаю с себя всякую ответственность, если (В)СЛЕДСТВИЕ незнакомства с предшествующей перепиской, а ТАК(ЖЕ) неудачного подбора личного состава произойдет катастрофа. 

Алёша ДА(ЖЕ) не всерьёз, а с трепетом человека, причастного к таинству, считал себя везучим и волновался, что везение может уйти ТАК(ЖЕ) беспричинно, как и было дадено. 

Наверно, там можно было бы укрыться, ТАК(КАК) стрелы и ядра с башни туда ВРЯД(ЛИ) залетали. 

ЗАДАНИЕ 15 

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

Небольшие песча(1)ые бугорки на дне, под грудой излома(2)ых стволов, были окаймле(3)ы светло-си(4)им полукольцом, заполне(5)ым клубами искрящегося золота и чистейшей сини. 

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) Ведь в нём самом нет ни храбрости и силы льва ни скорости зайца ни мудрости филина. 
2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи. 
3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома. 
4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору. 
5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его. 

ЗАДАНИЕ 17 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Девушка (1) сидевшая (2) рядом с молодым человеком (3) не глядя ни на кого вокруг(4) подала свой билет, и контролёр с ревнивой въедливостью прокусил и его. 

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Степан Митрофанович (1) вы (2) кажется (3) эти места хорошо знаете? Вот (4) там у вас в акте написано, что случилось это за девяносто вёрст от суконной фабрики, а они (5) как будто (6) служащие этой фабрики. 

Читайте также:  Нужно узи для поджелудочной железы

ЗАДАНИЕ 19
 
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Дубков был один из тех ограниченных людей (1) которые особенно приятны именно своей ограниченностью (2) которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон (3) и (4) которые вечно увлекаются. 

ЗАДАНИЕ 20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Пока он одевался (1) радио почти не было слышно (2) но (3) когда он на секунду замер у дверей и задумался (4) всё ли он взял (5) то опять стал слышен вкрадчивый и гнусавый голос. 

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Двуглавый Эльбрус — высочайшая вершина Европы и своеобразная визитная карточка Северного Кавказа. (2)Считается, что название «Эльбрус» происходит от персидского слова «эльборос», что означает «блистающий» или «сверкающий». (3)Склоны Эльбруса — одно большое ледовое поле. (4) Вечный снег начинается с высоты около 3800 метров. (5)От фирнового покрова, покрывающего обе вершины, отходят в стороны 23 ледника, которые питают три крупные реки: Баксан, Малку и Кубань. (6)Научные исследования показали, что двуглавый исполин — спящий вулкан, последнее извержение которого, вероятно, состоялось в 50 году нашей эры. (7) О том, что в его недрах сохраняются горячие массы, говорят расположенные поблизости от его склонов термальные источники. (8) В недрах Эльбруса рождаются и знаменитые лечебные воды городов-курортов Северного Кавказа: Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска. 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27. 

(1)Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой. 
(2)Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, так же прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – с той только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, «обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов». 
(3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. (4)Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь в виду. (5)Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя. 
(6)Трупы были на улицах, в квартирах, они стали частью блокадного пейзажа. (7)Массовость смерти, обыденность ее рождали чувство бренности человеческой жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. (8)Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим. (9)Сколько людей не выдерживали испытаний, теряли себя! 
(10)Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени. (11)Он говорил сильно и убежденно не только о себе, но и о других, потому что он употреблял местоимение «мы». (12)Он считал, что в первую очередь погибали физически слабые по здоровью, по возрасту, затем погибали честные, великодушные, не способные примениться к обстановке, где ожесточение и окаменелость души были необходимым условием выживания: «После блокады мир рисовался мне затаившимся зверем. (13)Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. (14)В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств. (15)Они навязывали свои критерии и ценности как единственно возможные. (16)Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. (17)Глядя на них, я думал: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». (18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие. (20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека. (21)Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. (22)Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась». 
По Д. Гранину 

Д. Гранин (1919 – 2017гг.) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. 

ЗАДАНИЕ 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Если у любого человека отнять хлеб, тепло, свет, он превратится в двуногого зверя. 
2) Во время блокады многие люди теряли себя, поскольку не выдерживали испытаний. 
3) Тот, кто видел блокадный город, сможет забыть об увиденном только спустя многие годы. 
4) Во время блокады лишь архитектурные памятники напоминали о мирном времени. 
5) Людям, на чью долю выпало перенести блокаду, пришлось очень тяжело и в послевоенное время. 

ЗАДАНИЕ 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) Предложение 10 содержит элементы описания. 
2) В предложениях 18-22 представлено повествование. 
3) Предложение 22 является выводом того, о чем говорится в предложении 21. 
4) В предложениях 3-5 представлено рассуждение. 
5) Предложение 14 противопоставлено по содержанию предложению 13. 

ЗАДАНИЕ 24

Из предложения 3 выпишите фразеологизм. 

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 16–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. 
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 

ЗАДАНИЕ 26

Описывая ужасы, которые перенесли люди во время блокады, Д. Гранин использует такие тропы, как (А)____( «сквернейших» в предложении 18, «смертное» в предложении 2, «надломленного» и «искушенного» в предложении 20) и (Б)_____( «окаменелость души» в предложении 12, «заводи прошлого» в предложении 3), что придает речи выразительности. 

А такие синтаксические средства, как (В)____ (в предложениях 1,2,10,16) и (Г)______ (в предложениях 11-12) помогают рассказчику наиболее точно передать свои мысли. 

Список терминов: 

1) метафора 
2) анафора 
3) фразеологизм 
4) сравнение 
5) эпитет 
6) эпифора 
7) ряды однородных членов 
8) гипербола 
9) ирония 

ЗАДАНИЕ 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  Объём сочинения – не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник