Почки страх печень гнев поджелудочная железа

Психосоматика изучает влияние психологических процессов на формирование и развитие соматических (телесных) болезней. Но идеи об этой связи существовали задолго до появления современной официальной медицины: еще Гиппократ говорил о связи между определенными эмоциями и заболеваниями. Изучалась эта взаимосвязь и в холистических системах Востока. Мы предлагаем ознакомиться с одной из таких концепций – с моделью традиционной китайской медицины. (У-Син — теория пяти первозлементов, формирующих Вселенную и человека. Первоэлементы несут основные качества энергий и порождают движение в теле и психике.)
Наверно, каждый специалист, работающий с психосоматическими заболеваниями или просто сталкивающийся с появлением тех или иных телесных симптомов, сопровождающих определенные психологические процессы, мечтает о точном «словаре», помогающем расшифровывать язык тела. Увы, в сфере психологической все неоднозначно, и хотя такие «словари» есть, они предполагают определенную вариативность.
Китайская традиционная медицина тоже предлагает свой «словарь», и знакомство с ним, возможно, будет любопытно или даже полезно и современным специалистам.
Традиционная китайская медицина выдвигает следующие положения:
- В нашем теле существует система 14 основных меридианов и 8 «чудесных», включающихся при патологии, т.е энергетическом дисбалансе ). 2 из 14 основных располагаются вертикально. Первый – «переднесрединный», отвечающий за запасание энергии и состояние внутренних органов, так называемый «канал «управления». Второй – «заднесрединный», определяющий активность «канал действия». Остальные 12 соответствуют каждый своему внутреннему органу. Таким образом, через мышечно-сухожильный меридиан происходит процесс регуляции деятельности органа, в соответствии с внешней средой и внутренней (эмоции относя к внутренней среде). Меридианы наполняются энергией Ци, заключающей в себе физическую составляющую (тепло-холод) и информационную (инь-ян энергия, а также — какому первоэлементу она соответствует). Первоэлемент — философское понятие, дает основную характеристику движению и направлению энергии Ци: огонь-«сцепляется» с материалом, который горит и поднимается вверх; земля — собирает силу и энергию внутрь к «центру» существа, объединяет; ветер- выводит силу и энергию наружу и рассеивает во всех направлениях; вода — опускает силу и энергию вниз; дерево — поднимает силу и энергию в верх и в стороны.
- Однако стоит заметить, что понятие «органа» отличается от его классического западного понимания. «Орган» в китайской медицине – единство тканей, функций и психических проявлений и соответствие первоэлементу.
- Орган является вместилищем психических свойств. Органы делятся на «плотные», т.е запасающие основную энергию своего первоэлемента, и «полые» — реализующие энергию своего первоэлемента. Плотные органы: сердце, легкие, печень, почки, перикард, поджелудочная-железа — запасают энергию и несут в себе Инь энергию своего первоэлемента. Полые органы: тонкий и толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь и желчный пузырь, «тройной обогреватель» (ниже мы поясним значение этого термина, специфического для традиционной китайской медицины) — реализуют энергию своего первоэлемента, осуществляют его функцию.
- К срыву адаптации могут привести 2 фактора. Внешняя причина – неблагоприятное влияние погоды (холод, ветер, жар, влага), травма. Внутренняя — неадекватное эмоциональное реагирование.
- Каждое эмоциональное состояние отражается в теле на двух уровнях: внутреннем (вызывает нарушение работы внутренних органов) и внешнем (приводит к изменению определенных участков кожи и мышц, связанных с этими внутренними органами). В результате формируются «пробки» на пути мышечно-сухожилиных каналов (меридианов), возникает усиление тонуса мышц, входящих в меридиан, или его ослабление. Так регулируется поток ощущений (сенсорной информации) – «энергии», питающей «орган». Соответственно, может формироваться ее избыток или недостаток в «органе».
- Любое эмоциональное состояние включает в себя как янскую, так и иньскую энергию. А значит – эмоция подразумевает одновременно и активное, и пассивное состояние. Но при этом янская и иньская энергая одной и той же эмоции воздействует на тело по-разному.
Далее эти идеи развиваются – раскрывается связь между определенными эмоциональными состояниями и их влиянием на нарушение телесного функционирования.
- 1. Озабоченность.
Внутренние нарушения – страдают поджелудочная железа и желудок, состояние соединительной ткани (связки, фасции), интима сосудов (внутренняя сосудистая эпителиальная оболочка). В результате нарушений возникает повышенная ломкость сосудов, склонность к образованию кровоподтеков от незначительных воздействий («синяки на ровном месте»).
Внешние нарушения отражаются на участке спины между лопатками, а также на области эпигастрия (верхняя точка живота по центру). Красные точечные кровоизлияния на коже очень характерны для заболеваний поджелудочной железы.
Когда человек формулирует задачу, но не решает, у него возникает озабоченность как иньская энергия, вредящая поджелудочной железе (энергия как бы запирается внутри, нет ее проявлений в действии, направленности на объект).
Если человек находит решение или размышляет – это энергия желудка. Она более янская и активная, направленная на объект. Сюда относятся не абстрактные размышления, а конкретные пункты на пути осуществления цели, выбор средств, походящих для воплощения задуманного.
- 2. Печаль.
Внутренний уровень — легкие и толстый кишечник. Внешний — состояние кожи и ногтей, общая кожная чувствительность, а также напряжение мышц трапеции, поясницы и мышц в области крестца.
Печаль в легких – жалость, направленная на себя. Это иньское состояние (энергия рассеивается внутри, отрезая от реальности). Это глубокая печаль относительно ошибки по поводу «своего места» в жизни.
А вот печаль толстого кишечника направлена вовне, на сочувствие другому человеку, это янское состояние. Основное проявление — диалог с другим человеком.
- 3. Страх.
Внутренний уровень — почки и мочевой пузырь. Внешний — напряжение в верхней части поясницы и ступнях, острота слуха, состояние костной системы.
Иньский страх живет в почках, это страх «без имени», т.е. генерализованная тревожность, причина страха неясна. Тех, кому недостает энергии почек, тянет в мистику. От страха «поджилки трясутся» — канал почек проходит по ногам, опуская энергию вниз.
Если страх «имеет имя», т.е. конкретную причину (страх высоты, страх собак…), то он янский, и влияет он на состояние мочевого пузыря. При испуге у маленьких детей происходит мочеиспускание (от избытка энергии). Кому недостает энергии мочевого пузыря, проявляют живой интерес к экстремальным видам спорта, рискованному поведению…
- 4. Гнев.
Внутренний уровень — печень и желчный пузырь. Внешний — мышечная ткань в целом и напряжение зоны ниже лопаток (проекция диафрагмы на спину), обоняние.
Иньский гнев – раздражение, оно связано с печенью.
Янский гнев – ярость, и живет она в желчном пузыре. Когда желчь выходит в просвет желудочно-кишечного тракта, учащается сердцебиение, повышается артериальной давление и т.д., активизируется симпатическая НС, увеличивается мышечная сила.
- 5. Радость.
Внутренний уровень — сердце и сердечно-сосудистая система вцелом, а также тонкий кишечник. Внешний — мышцы живота между мечевидным отростком и пупком (верхняя часть живота).
При этом «тихая радость» («улыбка Будды») – энергия сердца, иньское состояние. Сердце — самый чуткий орган, мгновенно реагирующий на перемены во внешней и внутренней среде. Интересно, что именно сердце связывают с духовными переживаниями и в христианской традиции. Функции «органа» сердце, связывают с проявлением сознания («и ожесточилось сердце его; и возрадовалось сердце»). Сердце связывает с совестью Св.Лука Войно-Ясенецкий.
А вот активное проявление радости, смех – энергия тонкого кишечника, янская.
- 6. Влюбленность.
Контролируется отчасти «энергетическими» органами: перикардом (сердечной сумкой) и так называемым «тройным обогревателем» (в китайской медицине выделяется такой энергетический орган, контролирующий температуру в полости черепа, груди и брюшной полости). Причем перикард связан с чувством влюбленности, а тройной обогреватель отвечает за сексуальные чувства. Перикард контролирует функции головного мозга, а «тройной обогреватель» — функции спинного мозга.
При сбое в работе перикарда и сердца наблюдается ряд психических расстройств (неврастения, приступы бешенства, беспокойства…). В прямом смысле «горячие» мужчины и женщины (с устойчивой теплопродукцией, являющейся косвенным показателем повышенного обмена веществ и состояния гормональной системы) обладают более высокой сексуальностью, не замерзают на холоде и т.д., у них хорошо работает тройной обогреватель. В китайской традиционной медицине одним из признаков здоровья является тепло в руках и ногах. Теплые руки — признак достатка энергии Ци в таких органах как легкие, сердце, тонкий и толстый кишечник, перикард и «тройной обогреватель». А теплые ноги означает достаток Ци в таких органах как печень, почки, поджелудочная железа, желчный и мочевой пузырь, желудок. В японской культуре муж имел право вернуть жену родителям, если у той холодные ноги, т.к. это считалось признаком низкой сексуальности и возможных проблем с деторождением (сбой в работе «тройного обогревателя»).
Согласно восточной философии и медицине (на Востоке они тесно связанны и не разведены так, как на Западе), каждый из внутренних органов и состояний связан с определенной сферой жизни. То есть если у больного нарушение имеется в определенном органе, например, в поджелудочной железе, то тогда его эмоциональным фоном является озабоченность, а проблему следует искать в сфере материальной (деньги, предметы, имущество…).
- Озабоченность – материальная сфера, товарно-денежные отношения. Поджелудочная железа связана с накоплением ценностей, а желудок — с тратой средств.
- Печаль – контакт-единение со всем сущим, интуиция. Печаль в легких – контакт с собой. Соответственно, болезни легких вызваны нарушением этого «единения» с самим собой. Печаль в толстом кишечнике связана с контактом с другими людьми, соответственно, проблемы с этим органом могут указывать на нарушения в отношениях с окружающими.
- Страх – управление собой и временем. Страх, живущий в почках – безотчетный страх, нарушения в почках – отсутствие внутренней дисциплины. Страх, живущий в мочевом пузыре – конкретный страх, нарушения в органе – следствие авантюризма, отсутствия дисциплины в связях с миром.
- Гнев – «земные радости», или чувственная сфера, удовлетворенность (пища, питье, секс…), а также «чувство прекрасного», т.е. эстетические удовольствия (красивая музыка, прекрасный пейзаж…). Неудовлетворенность тем, что имеешь, рождает раздражение и поражает печень. Желчный пузырь поражается при деятельности, не приносящей удовлетворение – это порождает ярость.
- Радость связанна с духовным знанием и ростом. Первый вид радости – иньская энергия сердца, это «тихая радость» и абсолютная удовлетворенность всем. Речь идет об удовлетворенности высшего, духовного порядка – это более высокий уровень, чем та удовлетворенность, о которой речь шла раньше. Но достичь этого высокого уровня возможно лишь тогда, когда удовлетворены нижележащие уровни («земной радости» и т.д.). Это удовлетворенность в первую очередь собой – принятие себя в этом мире, себя таким, какой ты есть. Духовное знание – знание и принятие своей души. Второй вид радости – янский, здесь речь идет о принятии внешнего мира: людей, событий… Это принятие высокого духовного уровня.
- Влюбленность относится к сфере духовных качеств человека. Иньская влюбленность – сексапильность, привлечение внимания противоположного пола. Если эта потребность удовлетворена, то она приводит к чувству влюбленности; если не удовлетворена, возникают тоска и скорбь. Т.е. тоска и скорбь – неудовлетворенный посыл любви. Это относится именно к внутренней любви к себе, принятие себя не только на уровне Эго, но и на уровне души с ее устремлениями. Янская влюбленность – сексуальность, реализация любви.
Попробуем отобразить это в виде таблицы:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | СФЕРА ЖИЗНИ | ВЛИЯНИЕ ИНЬСКОЙ ЧАСТИ | ВЛИЯНИЕ ЯНСКОЙ ЧАСТИ |
ОЗАБОЧЕННОСТЬ | Материальная сфера | Накопление средств. Поджелудочная железа | Трата средств. Желудок |
ПЕЧАЛЬ | Контакты | Контакт с собой. Легкие | Контакт с миром. Толстый кишечник |
СТРАХ | Контроль, дисциплина | Безотчетный страх. Почки | Конкретные страхи. Мочевой пузырь |
ГНЕВ | Чувственные радости | Раздражение от неудовлетворенности имеющимся. Печень | Ярость от неудовлетворяющей деятельности. Желчный пузырь |
РАДОСТЬ | Духовные радости | Истинное принятие себя. Сердце | Истинное принятие мира. Тонкий кишечник |
ВЛЮБЛЕННОСТЬ | Духовные качества | Сексапильность. Перикард | Сексуальность. «Тройной обогреватель» |
Ляпидевский Александр Рудольфович – специалист по восстановительной медицине, методист, массажист.
Соловьева Ирина Александровна – психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП.
«Бюллетень АТОП №13»
Источник
Печень и гнев. Восточный и западный взгляд
В христианской традиции гнев относился к смертным грехам наряду с ленью, обжорством и сладострастием. Понятия «лень» в психологии не существует, за ленью всегда скрывается что-то другое. Про обжорство мы еще поговорим в следующих главах, а болезни, возникающие от сладострастия, мы в этой книге не рассматриваем. Гнев же разрушителен тогда, когда он не понят и бессмыслен.
Энергия гнева — социальная энергия. В отличие от печали или чувства вины, она обязательно на кого-нибудь или на что-нибудь направлена. В зависимости от своей способности к выражению гнева люди встраиваются в общественную иерархию, и учатся добиваться своих целей. Гнев сметает с пути препятствия. Это огромный эмоциональный допинг. В то время как вина и стыд угнетают человека, через здоровый гнев человек обретает дремлющую в нем силу. И мы можем направить эту энергию как на пользу, так и обратить во вред себе. Мы можем отстаивать своё «я» в мире, а можем растрачивать эту энергию на бессмысленную агрессию.
У людей, которые не умеют злиться и гневаться, заметно снижена самооценка. Они словно бы полагают, что не имеют права требовать от мира многого. Человек имеет право сердиться и злиться — это естественная составляющая его эмоционального мира. Но если он социально адекватен, то понимает, когда может, а когда нет позволить себе агрессию.
Дети часто злятся на родителей и на весь мир вообще. Эта эмоция инстинктивна и существует для самозащиты. Когда ребенок голоден, он сначала просит еду по-человечески. Если его не понимают, он заходится в крике, он начинает требовать, чтобы всё это немедленно изменилось. Гнев, выпущенный наружу, высвобождает энергию, и тогда ребенок разбрасывает вещи, бьет соседских детей и собственную бабушку. И он должен это делать, потому что только так он может понять, как соотносится его природное чувство гнева с окружающим миром. Он ломает игрушку, потому что хочет знать, как она устроена, а подлая игрушка не развинчивается и не разбирается. И вот он её ломает и ломает, пока не доламывает. И тут появляются родители с весьма укоризненным видом. Знакомая ситуация?
Так вот, наказывать ребенка за это не рекомендуется. Ребенок нуждается скорее в том, чтобы родители обняли его и успокоили. Гнев для ребенка — это стресс, ощущение опасности. А ответная безопасность гасит волну гнева. Когда ощущение прилива и отлива возникает в жизни ребенка естественным образом, эмоция гнева формируется правильно. И ни в коем случае нельзя на ребенка ругаться: «Как ты посмел ударить ложкой по тарелке?! Ты что это делаешь! Ты почему всё разбросал?! Ты ещё тут дуться будешь!» Потому что родители таким образом внушают ребенку, что сердиться нельзя. И с этого момента энергия гнева обращается против самого ребенка. Обращается на его тело. В том, по какой именно части тела ударяет гнев, восточные и западные теории сходятся.
Греческое слово «меланхолия» означает «черная желчь». Еще греки подметили, что сгущение желчных соков и состояние глубокой печали связаны. В китайской медицине и в аюрведе (индийская народная медицина) считается, что вместилищем гнева является печень. Не зря говорят: желчный человек, потому что люди, которые подвержены вспышкам гнева, действительно часто имеют проблемы с печенью.
Печень — место накопления подавленного гнева. Подавленное раздражение полностью изменяет микрофлору желчного пузыря, желчных протоков, вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи — дискинезию желчных путей, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней, — материальной квинтэссенции накопленных эмоций.
Китайская медицина (так же впрочем, как и европейская) считает, что на состояние печени и почек сильно влияет стресс, потому что печень тесно связана с такими системами, как автономная нервная система (АНС), а почки связаны с мозгом. И даже душевные болезни связаны с состоянием печени и почек. Когда состояние этих двух органов плохое, баланс автономной нервной системы нарушен. Если нервы в плохом состоянии, тогда и сердце становится вялым, его ритм замедляется, и если человек в такой ситуации дает сердцу слишком большую нагрузку, то есть риск, что оно остановится.
В свою очередь печень и почки влияют на работу сознания и интеллекта. Это можно объяснить, опираясь на теорию китайской медицины. Когда печень и почки ослабляются, то ослабевает сила воли, концентрация и способность к размышлению, ухудшается память, то есть, попросту говоря, понижается уровень интеллекта. Когда в результате злобы и возмущения печень ослабевает, мы становимся подвержены нервным расстройствам, которые имеют отношение к печени (кстати, в китайской медицине эпилепсия тоже относится к такого рода заболеваниям).
Связка гнев — печень осуществляется через 3-ю чакру — Манипуру. С одной стороны Манипура-чакра связана с силой воли и с гневом, в том числе и с затаенным, т.е. не получившим выхода. С другой стороны Манипура-чакра связана с печенью. Считается, что у тех, кто подавляет свой гнев, Манипура-чакра легко забивается. (Надо отметить, что это не значит, что когда нам что-то не нравится, лучше будет излить гнев. Наоборот, это принесет еще больший вред. Мы же должны стремиться к полному его преодолению).
Связка эта двусторонняя. Когда печень в хорошем состоянии, то и гнев уменьшается и человек становится более великодушным. Зато те, кто часто злятся, имеют проблемы с печенью по полной программе. Это значит, что для ликвидации злобы необходимо в качестве основы очистить тело, чего мы можем достичь с помощью практики и правильной диеты. С грустью надо констатировать, что в наше время у многих людей печень и почки ослаблены. Однако не все отклонения от здорового состояния могут быть определены с помощью анализов обычной западной медицины.
Близко к этому, но немножко иначе болезни желудочно-кишечного тракта рассматривает аюрведа. Аюрведа подразделяет людей на 3 основных конституциональных типа, пользуясь понятием пяти космических стихий (эфир, воздух, огонь, вода и земля), которые проявляются в человеческом организме как три первоначала.
Из стихий эфира и воздуха проявляется телесное воздушное начало, именуемое вата. Стихии огня и воды проявляются в нашем теле как огненное начало, именуемое питта. Стихии земли и воды проявляются в теле как водное, слизистое начало — капха. Эти три элемента (доши. Санскр.) вата-питта-капха управляют всеми биологическими, психологическими и физиопаталогическими функциями тела, ума и сознания.
Телесный воздух вата можно охарактеризовать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Вата управляет дыханием, движением мышц и тканей, биением сердца, каждым расширением и сжатием, движение цитолазмы и клеточных мембран, движением отдельных возбуждений в нервных клетках. Вата также управляет такими переживаниями и чувствами как бодрость, нервозность, страх, беспокойство, боль, тремор и спазмы. Толстая кишка, область таза, кости и кожа, уши и бедра служат местоположением ваты.
Питта переводится как огонь, хотя в дословном переводе — это желчь.
Питта — телесная теплота-энергия отвечает за телесный метаболизм, переработку, всасывание, усвоение, температуру тела, окраску кожи. В психическом плане питта способствует проявлению гнева, ярости, ненависти и ревности. Тонкая кишка, печень, желчный пузырь, потовые железы, кровь, жир, глаза являются сосредоточением питты.
Капха переводится, как биологическая вода, и это телесное начало образовано из двух стихий — земли и воды. Капха скрепляет собой составляющие тела, поставляя материал для физических образований в нем. Она обеспечивает сопротивляемость организма. Капха смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, помогает затягиваться ранам, заполняет пространство в теле, дает ему биологическую крепость и стойкость, поддерживает память и иммунитет, снабжает энергией сердце и легкие. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, носе, ротовой полости, желудке, суставах, цитоплазме, жидких секрециях тела, слизи. В психическом плане капха ответственна за чувства привязчивости, жадности и зависти, но вместе с тем она отражена и в склонности к кротости, великодушию и любви. Сосредоточием капхи служит грудная клетка.
В зависимости от того, какая из стихий у человека преобладает, его можно отнести к тому или иному конституциональному типу, со своими психологическими особенностями и болезнями. Следует помнить, что чистые типажи встречаются крайне редко, и практически все мы представляем смеси, с возможным преобладанием одной из стихий. Поэтому вряд ли у одного человека можно встретить все проявления чистого типа вата, питта или капха.
Конституционный тип вата.
Люди с выраженным преобладанием этого типа обычно оказываются физически неразвитыми. Грудь у них впалая, видны вены и мышечные сухожилия. Кожа — холодная, грубая, сухая и трескающаяся. Обычно имеются родинки, скорее темного цвета.
Они либо долговязы, либо низкорослы, с тонким костяком, с выделяющимися суставами ввиду слабо выраженной мускулатуры. Европейская классификация относит их к астеникам. Волосы вьющиеся и жидкие, ресницы тонкие, глаза без блеска, могут быть запавшими, небольшими, сухими, бегающими, а роговица сухой и мутной. Ногти грубые и ломкие. Нос изогнутый или вздернутый.
В физиологическом плане аппетит и пищеварение переменчивы. Моча скудная, а кал сухой, твердый и его немного. Они не так потеют как люди с иным типом конституции. Их может мучить бессонница, и спят они меньше по сравнению с другими типами людей. Их руки и ноги часто бывают холодными.
У типа вата есть сильные и слабые черты. Этих людей часто отличает творческая жилка, подвижность, живость, непоседливость. Они быстро говорят и быстро ходят, но легко устают. В психическом отношении им свойственна короткая память. Но зато они быстро соображают, все схватывают на лету. Они страдают слабоволием, им трудно долго быть сосредоточенными на чем-то, они отличаются нетерпимостью и недоверчивостью. Им претит рассудительность, они нервозны, боязливы и обуреваемы беспокойством.
Конституционный тип питта.
Эти люди среднего роста, стройные, с тонким костяком. Их грудная клетка не столь впалая как у людей типа вата, а вены и мышечные сухожилия не столь сильно выдаются. Они обильно усыпаны родинками или веснушками синеватого или коричнево-красного цвета. Мышцы умеренно развиты. Кожа мягкая, теплая и менее сморщенная, чем у людей типа вата. Волосы тонкие, шелковистые, рыжие либо каштановые, склонные к преждевременной седине или выпадению. Глаза могут быть, серыми, зелеными или медно коричневыми и колючими. Глазные яблоки средней выпуклости. Ногти мягкие, кончик носа заостренный, красноватый.
В физиологическом плане таких людей отличает выраженный метаболизм, хорошее пищеварение и как следствие, волчий аппетит. Они много едят и пьют. Сон средней продолжительности, непрерывный, обильная моча, кал желтоватый, мягкий и в большом количестве. Они склонны к чрезмерному потению, плохо переносят жару и духоту, солнечный свет и тяжелую работу. Температура тела может быть слегка повышенной, руки и ноги теплые на ощупь.
В психическом отношении эти люди очень понятливы, умны и сообразительны, хорошие ораторы. Они эмоционально подвержены гневу, ярости и ревности. Это честолюбцы, обычно стремящиеся к лидерству.
Конституциональный тип капха.
У этих людей хорошо развитое тело. Однако они склонны к полноте. У них широкая грудная клетка. Вены, сухожилия и кости не очень выдаются из-за их толстой кожи и хорошо развитой мускулатуры.
Цвет лица светлый, кожа мягкая, блестящая и жирная, при этом холодная и бледная. Волосы густые, толстые, темные, мягкие и волнистые. Глаза черные либо голубые. Белки глаз ослепительно белые, большие и притягательные.
В физиологическом плане люди типа капха обладают нормальным аппетитом, пищеварение протекает сравнительно медленно, и поэтому они меньше едят. Движения у них обычно неторопливые. Такие люди тяготеют к острой, горькой и терпкой пище. Стул мягкий и может быть бледного цвета. Потоотделение умеренное. Сон крепкий и продолжительный. О жизнестойкости таких людей свидетельствует крепость их организма, поэтому они обычно здоровы, жизнерадостны и миролюбивы.
В психическом отношении им свойственны терпимость, кротость, великодушие и привязанность. Однако они могут проявлять черты жадности, зависти и стяжательства. Они тугодумы, но что-либо усвоенное остается с ними навсегда.
Конституция человека определяет его предрасположенность к болезням. Например, люди конституционального типа капха предрасположены к таким болезням как, тонзиллит, синусит, бронхит, гиперемия легких. Люди с типом питта подвержены расстройствам желчного пузыря, печени, повышенной кислотности, пептической язве, гастриту и другим воспалительным недугам. Они также страдают от кожных заболеваний типа крапивницы и сыпей. Люди типа вата в основном подвержены пучению, поясничным болям, артриту, ишиасу, невралгии, болезням суставов.
Аюрведа признает, что истоки болезни могут лежать глубоко в подсознании в виде страха, раздражения или привязчивости (склонности к зависимости, говоря западным языком). Подавленный страх вызывает нарушение ваты, раздражение приведет к избытку питты, а зависть, жадность и привязчивость усугубят состояние капхи. Но связь эта двусторонняя. Так нарушенная вата порождает страх, подавленность и нервозность, избыток питы в организме вызовет раздражение, ненависть и подозрительность, пораженная капха вызовет страсть к стяжательству, жадность и привязчивость. Таким образом, между питанием, средой и эмоциональными расстройствами существует прямая связь.
И здесь нужно ввести еще одно понятие: агни, тесно связанное с питтой. По Аюрведе агни представляет собой биологический огонь, управляющий обменом веществ. По своему действию он схож с питтой и может рассматриваться, как составная часть системы питта в организме. Питта содержит теплоту-энергию, способствующую пищеварению. Эта теплота — энергия и есть агни. Питта —вместилище, а агни — содержимое.
Агни по природе своей кислота и своим действием расщепляет пищу и стимулирует пищеварение. Но Агни связан и с движением ваты, так как телесный воздух зажигает телесный огонь. В каждой клетке организма присутствует Агни, он необходим для обеспечения питания тканей и поддержания автоиммунной системы. Агни разрушает чужеродные микроорганизмы и токсины в желудке и в толстой кишке, тем самым, защищая микрофлору этих органов.
Наше долголетие и метаболизм зависят от Агни. Разумение, понимание, восприятие, осознание также являются отправлениями Агни. Стоит сбиться работе Агни из-за дисбаланса капха-питта-вата, как это тяжело сказывается на обмене веществ и, сопротивляемости и иммунной системе. Частицы пищи не перевариваются и не усваиваются, а скапливаются в толстой кишке и выделяют токсины. Эти токсины затем всасываются в кровь и через общий кровоток скапливаются в слабых местах организма, поражая органы и иммунную систему.
Но токсины порождаются еще и эмоциональными причинами. Подавленное раздражение, например, полностью изменяет микрофлору желчного пузыря, желчных протоков и тонкой кишки и усугубляет состояние питты, вызывая очаговое воспаление слизистой желудка и тонкой кишки. В итоге тело пучит газами, которые скапливаются в сумках толстой кишки, вызывая рези.
Подавленные эмоции создают неуравновешенность ваты, которая в свою очередь поражает агни, автоиммунную восприимчивость организма. При слабом агни может происходить ошибочная ауто-имунная реакция, способная вызывать аллергию. Человек с конституциональным типом питта будет от природы чрезмерно восприимчив к острой, пряной пище, которая усугубляет состояние питта. Она может послужить причиной аллергии.
Таким же образом подавленные эмоции, наподобие ненависти или гнева, тоже могут создавать чрезмерную чувствительность к той пище, что отягощает питту. Те, кто подавляет у себя эмоции типа привязчивости или жадности, вызывают у себя аллергические реакции на продукты капха, например, молочные.
Источник