Почки страх печень гнев поджелудочная железа

Почки страх печень гнев поджелудочная железа thumbnail

Психосоматика изучает влияние психологических процессов на формирование и развитие соматических (телесных) болезней. Но идеи об этой связи существовали задолго до появления современной официальной медицины: еще Гиппократ говорил о связи между определенными эмоциями и заболеваниями. Изучалась эта взаимосвязь и в холистических системах Востока. Мы предлагаем ознакомиться с одной из таких концепций – с моделью традиционной китайской медицины. (У-Син — теория пяти первозлементов, формирующих Вселенную и человека. Первоэлементы несут основные качества энергий и порождают  движение в теле и психике.)

Наверно, каждый специалист, работающий с психосоматическими заболеваниями или просто сталкивающийся с появлением тех или иных телесных симптомов, сопровождающих определенные психологические процессы, мечтает о точном «словаре», помогающем расшифровывать язык тела. Увы, в сфере психологической все неоднозначно, и хотя такие «словари» есть, они предполагают определенную вариативность.

Китайская традиционная медицина тоже предлагает свой «словарь», и знакомство с ним, возможно, будет любопытно или даже полезно и современным специалистам.

Традиционная китайская медицина выдвигает следующие положения:

  • В нашем теле существует система 14 основных меридианов и 8 «чудесных», включающихся при патологии, т.е энергетическом дисбалансе ). 2 из 14 основных располагаются вертикально. Первый – «переднесрединный», отвечающий за запасание энергии и состояние внутренних органов, так называемый «канал «управления». Второй – «заднесрединный», определяющий активность «канал действия». Остальные 12 соответствуют каждый своему внутреннему органу. Таким образом, через мышечно-сухожильный меридиан происходит процесс регуляции деятельности органа, в соответствии с внешней средой и внутренней (эмоции относя к внутренней среде). Меридианы наполняются энергией Ци, заключающей в себе физическую составляющую (тепло-холод) и информационную (инь-ян энергия, а также — какому первоэлементу она соответствует). Первоэлемент — философское понятие, дает основную характеристику движению и направлению энергии Ци: огонь-«сцепляется» с материалом, который горит и поднимается вверх; земля — собирает силу и энергию внутрь к «центру» существа, объединяет; ветер- выводит силу и энергию наружу и рассеивает во всех направлениях; вода — опускает силу и энергию вниз; дерево — поднимает силу и энергию в верх и в стороны.
  • Однако стоит заметить, что понятие «органа» отличается от его классического западного понимания. «Орган» в китайской медицине – единство тканей, функций и психических проявлений и соответствие первоэлементу.
  • Орган является вместилищем психических свойств. Органы делятся на «плотные», т.е запасающие основную энергию своего первоэлемента, и «полые» — реализующие энергию своего первоэлемента. Плотные органы: сердце, легкие, печень, почки, перикард, поджелудочная-железа —  запасают энергию и несут в себе Инь энергию своего первоэлемента. Полые органы: тонкий и толстый кишечник, желудок,  мочевой пузырь и желчный пузырь, «тройной обогреватель» (ниже мы поясним значение этого термина, специфического для традиционной китайской медицины) — реализуют энергию своего первоэлемента, осуществляют его функцию.
  • К срыву адаптации могут привести 2 фактора. Внешняя причина – неблагоприятное влияние погоды (холод, ветер, жар, влага), травма. Внутренняя — неадекватное эмоциональное реагирование.
  • Каждое эмоциональное состояние отражается в теле на двух уровнях: внутреннем (вызывает нарушение работы внутренних органов) и внешнем (приводит к изменению определенных участков кожи и мышц, связанных с этими внутренними органами). В результате формируются «пробки» на пути мышечно-сухожилиных каналов (меридианов), возникает усиление тонуса мышц, входящих в меридиан, или его ослабление. Так регулируется поток ощущений (сенсорной информации) – «энергии», питающей «орган». Соответственно, может формироваться ее избыток или недостаток в «органе».
  • Любое эмоциональное состояние включает в себя как янскую, так и иньскую  энергию. А значит – эмоция подразумевает одновременно и активное, и пассивное состояние. Но при этом янская и иньская энергая одной и той же эмоции воздействует на тело по-разному.

Далее эти идеи развиваются – раскрывается связь между определенными эмоциональными состояниями и их влиянием на нарушение телесного функционирования.

  1. 1.      Озабоченность.

Внутренние нарушения – страдают поджелудочная железа и желудок, состояние соединительной ткани (связки, фасции), интима сосудов (внутренняя сосудистая эпителиальная оболочка). В результате нарушений возникает повышенная ломкость сосудов, склонность к образованию кровоподтеков от незначительных воздействий («синяки на ровном месте»).

Внешние нарушения отражаются на участке спины между лопатками, а также на области эпигастрия (верхняя точка живота по центру). Красные точечные кровоизлияния на коже очень характерны для заболеваний поджелудочной железы.

Когда человек формулирует задачу, но не решает, у него возникает озабоченность как иньская энергия, вредящая поджелудочной железе (энергия как бы запирается внутри, нет ее проявлений в действии, направленности на объект).

Если человек находит решение или размышляет – это энергия желудка. Она более янская и активная, направленная на объект. Сюда относятся не абстрактные размышления, а конкретные пункты на пути осуществления цели, выбор средств, походящих для воплощения задуманного.

  1. 2.      Печаль.

  Внутренний уровень — легкие и толстый кишечник. Внешний — состояние кожи и ногтей, общая кожная чувствительность, а также напряжение мышц трапеции, поясницы и мышц в области крестца.

Печаль в легких – жалость, направленная на себя. Это иньское состояние (энергия рассеивается внутри, отрезая от реальности). Это глубокая печаль относительно ошибки по поводу «своего места» в жизни.

А вот печаль толстого кишечника направлена вовне, на сочувствие другому человеку, это янское состояние. Основное проявление — диалог с другим человеком.

  1. 3.      Страх.

Внутренний уровень — почки и мочевой пузырь. Внешний — напряжение в верхней части поясницы и ступнях, острота слуха, состояние костной системы.

Иньский страх живет в почках, это страх «без имени», т.е. генерализованная тревожность, причина страха неясна. Тех, кому недостает энергии почек, тянет в мистику. От страха «поджилки трясутся» — канал почек проходит по ногам, опуская энергию вниз.

Если страх «имеет имя», т.е. конкретную причину (страх высоты, страх собак…), то он янский, и влияет он на состояние мочевого пузыря. При испуге у маленьких детей происходит мочеиспускание (от избытка энергии). Кому недостает энергии мочевого пузыря, проявляют живой интерес к экстремальным видам спорта, рискованному поведению…

  1. 4.      Гнев.

Внутренний уровень — печень и желчный пузырь. Внешний — мышечная ткань в целом и напряжение зоны ниже лопаток (проекция диафрагмы на спину), обоняние.

Иньский гнев – раздражение, оно связано с печенью.

Янский гнев – ярость, и живет она в желчном пузыре.  Когда желчь выходит в просвет желудочно-кишечного тракта, учащается сердцебиение, повышается артериальной давление и т.д., активизируется симпатическая НС, увеличивается мышечная сила.

  1. 5.      Радость.

Внутренний уровень — сердце и сердечно-сосудистая система вцелом, а также тонкий кишечник. Внешний — мышцы живота между мечевидным отростком и пупком (верхняя часть живота).

При этом «тихая радость» («улыбка Будды») – энергия сердца, иньское состояние. Сердце — самый чуткий орган, мгновенно реагирующий на перемены во внешней и внутренней среде. Интересно, что  именно сердце связывают с духовными переживаниями и в христианской традиции. Функции «органа» сердце, связывают с проявлением сознания («и ожесточилось сердце его; и возрадовалось сердце»). Сердце связывает с совестью Св.Лука Войно-Ясенецкий.

Читайте также:  Воспаление поджелудочной железы и ребенка

А вот активное проявление радости, смех – энергия тонкого кишечника, янская.

  1. 6.      Влюбленность.

  Контролируется отчасти «энергетическими» органами: перикардом (сердечной сумкой) и так называемым «тройным обогревателем» (в китайской медицине выделяется такой энергетический орган, контролирующий температуру в полости черепа, груди и брюшной полости). Причем перикард связан с чувством  влюбленности, а тройной обогреватель отвечает за сексуальные чувства. Перикард контролирует функции головного мозга, а «тройной обогреватель» — функции спинного мозга.

     При сбое в работе перикарда и сердца наблюдается ряд психических расстройств (неврастения, приступы бешенства, беспокойства…). В прямом смысле «горячие» мужчины и женщины (с устойчивой теплопродукцией, являющейся косвенным показателем повышенного обмена веществ и состояния гормональной системы) обладают более высокой сексуальностью, не замерзают на холоде и т.д., у них хорошо работает тройной обогреватель. В китайской традиционной медицине одним из признаков здоровья является тепло в руках и ногах. Теплые руки — признак достатка энергии Ци в таких органах как  легкие, сердце, тонкий и толстый кишечник, перикард и «тройной обогреватель». А теплые ноги означает достаток Ци в таких органах как печень, почки, поджелудочная железа, желчный и мочевой пузырь, желудок.  В японской культуре муж имел право вернуть жену родителям, если у той холодные ноги, т.к. это считалось признаком низкой сексуальности и возможных проблем с деторождением (сбой в работе «тройного обогревателя»).

Согласно восточной философии и медицине (на Востоке они тесно связанны и не разведены так, как на Западе), каждый из внутренних органов и состояний связан с определенной сферой жизни. То есть если у больного нарушение имеется в определенном органе, например, в поджелудочной железе, то тогда его эмоциональным фоном является озабоченность, а проблему следует искать в сфере материальной (деньги, предметы, имущество…).

  • Озабоченность – материальная сфера, товарно-денежные отношения. Поджелудочная железа связана с накоплением ценностей, а желудок — с тратой средств.
  • Печаль – контакт-единение со всем сущим, интуиция. Печаль в легких – контакт с собой. Соответственно, болезни легких вызваны нарушением этого «единения» с самим собой. Печаль в толстом кишечнике связана с контактом с другими людьми, соответственно, проблемы с этим органом могут указывать на нарушения в отношениях с окружающими.
  • Страх – управление собой и временем. Страх, живущий в почках – безотчетный страх, нарушения в почках – отсутствие внутренней дисциплины. Страх, живущий в мочевом пузыре – конкретный страх, нарушения в органе – следствие авантюризма, отсутствия дисциплины в связях с миром.
  • Гнев – «земные радости», или чувственная сфера, удовлетворенность (пища, питье, секс…), а также «чувство прекрасного», т.е. эстетические удовольствия (красивая музыка, прекрасный пейзаж…). Неудовлетворенность тем, что имеешь, рождает раздражение и поражает печень. Желчный пузырь поражается при деятельности, не приносящей удовлетворение – это порождает ярость.
  • Радость связанна с духовным знанием и ростом. Первый вид радости – иньская энергия сердца, это «тихая радость» и абсолютная удовлетворенность всем. Речь идет об удовлетворенности высшего, духовного порядка – это более высокий уровень, чем та удовлетворенность, о которой речь шла раньше. Но достичь этого высокого уровня возможно лишь тогда, когда удовлетворены нижележащие уровни («земной радости» и т.д.). Это удовлетворенность в первую очередь собой – принятие себя в этом мире, себя таким, какой ты есть. Духовное знание – знание и принятие своей души. Второй вид радости – янский, здесь речь идет о принятии внешнего мира: людей, событий… Это принятие высокого духовного уровня.
  • Влюбленность относится к сфере духовных качеств человека. Иньская влюбленность – сексапильность, привлечение внимания противоположного пола. Если эта потребность удовлетворена, то она приводит к чувству влюбленности; если не удовлетворена, возникают тоска и скорбь. Т.е. тоска и скорбь – неудовлетворенный посыл любви. Это относится именно к внутренней любви к себе, принятие себя не только на уровне Эго, но и на уровне души с ее устремлениями. Янская влюбленность – сексуальность, реализация любви.

Попробуем отобразить это в виде таблицы:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

СФЕРА ЖИЗНИ

ВЛИЯНИЕ ИНЬСКОЙ ЧАСТИ

ВЛИЯНИЕ ЯНСКОЙ ЧАСТИ

ОЗАБОЧЕННОСТЬ

Материальная сфераНакопление средств. Поджелудочная железаТрата средств.

Желудок

ПЕЧАЛЬ

КонтактыКонтакт с собой.

Легкие

Контакт с миром.

Толстый кишечник

СТРАХ

Контроль, дисциплинаБезотчетный страх.

Почки

Конкретные страхи.

Мочевой пузырь

ГНЕВ

Чувственные радостиРаздражение от неудовлетворенности имеющимся.

Печень

Ярость от неудовлетворяющей деятельности.

Желчный пузырь

РАДОСТЬ

Духовные радостиИстинное принятие себя.

Сердце

Истинное принятие мира.

Тонкий кишечник

ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Духовные качестваСексапильность.

Перикард

Сексуальность.

«Тройной обогреватель»

 Ляпидевский Александр Рудольфович – специалист по восстановительной медицине, методист, массажист.

Соловьева Ирина Александровна – психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП.

«Бюллетень АТОП №13»

Источник

Печень и гнев Восточный и западный взгляд

        Печень и гнев. Восточный и западный взгляд

В христианской традиции гнев относился к смертным грехам наряду с ленью, обжорством и сладострастием. Понятия «лень» в психологии не существует, за ленью всегда скрывается что-то другое. Про обжорство мы еще поговорим в следующих главах, а болезни, возникающие от сладострастия, мы в этой книге не рассматриваем. Гнев же разрушителен тогда, когда он не понят и бессмыслен.

   Энергия гнева — социальная энергия. В отличие от печали или чувства вины, она обязательно на кого-нибудь или на что-нибудь направлена. В зависимости от своей способности к выражению гнева люди встраиваются в общественную иерархию, и учатся добиваться своих целей. Гнев сметает с пути препятствия. Это огромный эмоциональный допинг. В то время как вина и стыд угнетают человека, через здоровый гнев человек обретает дремлющую в нем силу. И мы можем направить эту энергию как на пользу, так и обратить во вред себе. Мы можем отстаивать своё «я» в мире, а можем растрачивать эту энергию на бессмысленную агрессию.

   У людей, которые не умеют злиться и гневаться, заметно снижена самооценка. Они словно бы полагают, что не имеют права требовать от мира многого. Человек имеет право сердиться и злиться — это естественная составляющая его эмоционального мира. Но если он социально адекватен, то понимает, когда может, а когда нет позволить себе агрессию.

    Дети часто злятся на родителей и на весь мир вообще. Эта эмоция инстинктивна и существует для самозащиты. Когда ребенок голоден, он сначала просит еду по-человечески. Если его не понимают, он заходится в крике, он начинает требовать, чтобы всё это немедленно изменилось. Гнев, выпущенный наружу, высвобождает энергию, и тогда ребенок разбрасывает вещи, бьет соседских детей и собственную бабушку. И он должен это делать, потому что только так он может понять, как соотносится его природное чувство гнева с окружающим миром. Он ломает игрушку, потому что хочет знать, как она устроена, а подлая игрушка не развинчивается и не разбирается. И вот он её ломает и ломает, пока не доламывает. И тут появляются родители с весьма укоризненным видом. Знакомая ситуация?

Читайте также:  Делают ли операции по удалению поджелудочной железы

Так вот, наказывать ребенка за это не рекомендуется. Ребенок нуждается скорее в том, чтобы родители обняли его и успокоили. Гнев для ребенка — это стресс, ощущение опасности. А ответная безопасность гасит волну гнева. Когда ощущение прилива и отлива возникает в жизни ребенка естественным образом, эмоция гнева формируется правильно. И ни в коем случае нельзя на ребенка ругаться: «Как ты посмел ударить ложкой по тарелке?! Ты что это делаешь! Ты почему всё разбросал?! Ты ещё тут дуться будешь!» Потому что родители таким образом внушают ребенку, что сердиться нельзя. И с этого момента энергия гнева обращается против самого ребенка. Обращается на его тело. В том, по какой именно части тела ударяет гнев, восточные и западные теории сходятся.

     Греческое слово «меланхолия» означает «черная желчь». Еще греки подметили, что сгущение желчных соков и состояние глубокой печали связаны. В китайской медицине и в аюрведе (индийская народная медицина) считается, что вместилищем гнева является печень. Не зря говорят: желчный человек, потому что люди, которые подвержены вспышкам гнева, действительно часто имеют проблемы с печенью.

Печень — место накопления подавленного гнева. Подавленное раздражение полностью изменяет микрофлору желчного пузыря, желчных протоков, вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи — дискинезию желчных путей, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней, — материальной квинтэссенции накопленных эмоций.

    Китайская медицина (так же впрочем, как и европейская) считает, что на состояние печени и почек сильно влияет стресс, потому что печень тесно связана с такими системами, как автономная нервная система (АНС), а почки связаны с мозгом. И даже душевные болезни связаны с состоянием печени и почек. Когда состояние этих двух органов плохое, баланс автономной нервной системы нарушен. Если нервы в плохом состоянии, тогда и сердце становится вялым, его ритм замедляется, и если человек в такой ситуации дает сердцу слишком большую нагрузку, то есть риск, что оно остановится.

   В свою очередь печень и почки влияют на работу сознания и интеллекта. Это можно объяснить, опираясь на теорию китайской медицины. Когда печень и почки ослабляются, то ослабевает сила воли, концентрация и способность к размышлению, ухудшается память, то есть, попросту говоря, понижается уровень интеллекта. Когда в результате злобы и возмущения печень ослабевает, мы становимся подвержены нервным расстройствам, которые имеют отношение к печени (кстати, в китайской медицине эпилепсия тоже относится к такого рода заболеваниям).

  Связка гнев — печень осуществляется через 3-ю чакру — Манипуру. С одной стороны Манипура-чакра связана с силой воли и с гневом, в том числе и с затаенным, т.е. не получившим выхода. С другой стороны Манипура-чакра связана с печенью. Считается, что у тех, кто подавляет свой гнев, Манипура-чакра легко забивается. (Надо отметить, что это не значит, что когда нам что-то не нравится, лучше будет излить гнев. Наоборот, это принесет еще больший вред. Мы же должны стремиться к полному его преодолению).

   Связка эта двусторонняя. Когда печень в хорошем состоянии, то и гнев уменьшается и человек становится более великодушным. Зато те, кто часто злятся, имеют проблемы с печенью по полной программе. Это значит, что для ликвидации злобы необходимо в качестве основы очистить тело, чего мы можем достичь с помощью практики и правильной диеты. С грустью надо констатировать, что в наше время у многих людей печень и почки ослаблены. Однако не все отклонения от здорового состояния могут быть определены с помощью анализов обычной западной медицины.

   Близко к этому, но немножко иначе болезни желудочно-кишечного тракта рассматривает аюрведа. Аюрведа подразделяет людей на 3 основных конституциональных типа, пользуясь понятием пяти космических стихий (эфир, воздух, огонь, вода и земля), которые проявляются в человеческом организме как три первоначала.

  Из стихий эфира и воздуха проявляется телесное воздушное начало, именуемое вата. Стихии огня и воды проявляются в нашем теле как огненное начало, именуемое питта. Стихии земли и воды проявляются в теле как водное, слизистое начало — капха. Эти три элемента (доши. Санскр.) вата-питта-капха управляют всеми биологическими, психологическими и физиопаталогическими функциями тела, ума и сознания.

Телесный воздух вата можно охарактеризовать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Вата управляет дыханием, движением мышц и тканей, биением сердца, каждым расширением и сжатием, движение цитолазмы и клеточных мембран, движением отдельных возбуждений в нервных клетках. Вата также управляет такими переживаниями и чувствами как бодрость, нервозность, страх, беспокойство, боль, тремор и спазмы. Толстая кишка, область таза, кости и кожа, уши и бедра служат местоположением ваты.

Питта переводится как огонь, хотя в дословном переводе — это желчь.

Питта — телесная теплота-энергия отвечает за телесный метаболизм, переработку, всасывание, усвоение, температуру тела, окраску кожи. В психическом плане питта способствует проявлению гнева, ярости, ненависти и ревности. Тонкая кишка, печень, желчный пузырь, потовые железы, кровь, жир, глаза являются сосредоточением питты.

Капха переводится, как биологическая вода, и это телесное начало образовано из двух стихий — земли и воды. Капха скрепляет собой составляющие тела, поставляя материал для физических образований в нем. Она обеспечивает сопротивляемость организма. Капха смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, помогает затягиваться ранам, заполняет пространство в теле, дает ему биологическую крепость и стойкость, поддерживает память и иммунитет, снабжает энергией сердце и легкие. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, носе, ротовой полости, желудке, суставах, цитоплазме, жидких секрециях тела, слизи. В психическом плане капха ответственна за чувства привязчивости, жадности и зависти, но вместе с тем она отражена и в склонности к кротости, великодушию и любви. Сосредоточием капхи служит грудная клетка.

  В зависимости от того, какая из стихий у человека преобладает, его можно отнести к тому или иному конституциональному типу, со своими психологическими особенностями и болезнями. Следует помнить, что чистые типажи встречаются крайне редко, и практически все мы представляем смеси, с возможным преобладанием одной из стихий. Поэтому вряд ли у одного человека можно встретить все проявления чистого типа вата, питта или капха.

  Конституционный тип вата.

Люди с выраженным преобладанием этого типа обычно оказываются физически неразвитыми. Грудь у них впалая, видны вены и мышечные сухожилия. Кожа — холодная, грубая, сухая и трескающаяся. Обычно имеются родинки, скорее темного цвета.

Читайте также:  Сбор трав поджелудочная железа

Они либо долговязы, либо низкорослы, с тонким костяком, с выделяющимися суставами ввиду слабо выраженной мускулатуры. Европейская классификация относит их к астеникам. Волосы вьющиеся и жидкие, ресницы тонкие, глаза без блеска, могут быть запавшими, небольшими, сухими, бегающими, а роговица сухой и мутной. Ногти грубые и ломкие. Нос изогнутый или вздернутый.

В физиологическом плане аппетит и пищеварение переменчивы. Моча скудная, а кал сухой, твердый и его немного. Они не так потеют как люди с иным типом конституции. Их может мучить бессонница, и спят они меньше по сравнению с другими типами людей. Их руки и ноги часто бывают холодными.

 У типа вата есть сильные и слабые черты. Этих людей часто отличает творческая жилка, подвижность, живость, непоседливость. Они быстро говорят и быстро ходят, но легко устают.  В психическом отношении им свойственна короткая память. Но зато они быстро соображают, все схватывают на лету. Они страдают слабоволием, им трудно долго быть сосредоточенными на чем-то, они отличаются нетерпимостью и недоверчивостью. Им претит рассудительность, они нервозны, боязливы и обуреваемы беспокойством.

Конституционный тип  питта.

 Эти люди среднего роста, стройные, с тонким костяком. Их грудная клетка не столь впалая как у людей типа вата, а вены и мышечные сухожилия не столь сильно выдаются. Они обильно усыпаны родинками или веснушками синеватого или коричнево-красного цвета. Мышцы умеренно развиты. Кожа мягкая, теплая и менее сморщенная, чем у людей типа вата. Волосы тонкие, шелковистые, рыжие либо каштановые, склонные к преждевременной седине или выпадению. Глаза могут быть, серыми, зелеными или медно коричневыми и колючими. Глазные яблоки средней выпуклости. Ногти мягкие, кончик носа заостренный, красноватый.

 В физиологическом плане таких людей отличает выраженный метаболизм, хорошее пищеварение и как следствие, волчий аппетит. Они много едят и пьют. Сон средней продолжительности, непрерывный, обильная моча, кал желтоватый, мягкий и в большом количестве. Они склонны к чрезмерному потению, плохо переносят жару и духоту, солнечный свет и тяжелую работу. Температура тела может быть слегка повышенной, руки и ноги теплые на ощупь.

   В психическом отношении эти люди очень понятливы, умны и сообразительны,  хорошие ораторы. Они эмоционально подвержены гневу, ярости и ревности. Это честолюбцы, обычно стремящиеся к лидерству.

 Конституциональный тип капха.

 У этих людей хорошо развитое тело. Однако они склонны к полноте. У них широкая грудная клетка. Вены, сухожилия и кости не очень выдаются из-за их толстой кожи и хорошо развитой мускулатуры.

Цвет лица светлый, кожа мягкая, блестящая и жирная, при этом холодная и бледная. Волосы густые, толстые, темные, мягкие и волнистые. Глаза черные либо голубые. Белки глаз ослепительно белые, большие и притягательные.

  В физиологическом плане люди типа капха обладают нормальным аппетитом, пищеварение протекает сравнительно медленно, и поэтому они меньше едят. Движения у них обычно неторопливые. Такие люди тяготеют к острой, горькой и терпкой пище. Стул мягкий и может быть бледного цвета. Потоотделение умеренное. Сон крепкий и продолжительный. О жизнестойкости таких людей свидетельствует крепость их организма, поэтому они обычно здоровы, жизнерадостны и миролюбивы.

 В психическом отношении им свойственны терпимость, кротость, великодушие и привязанность. Однако они могут проявлять черты жадности, зависти и стяжательства. Они тугодумы, но что-либо усвоенное остается с ними навсегда.

  Конституция человека определяет его предрасположенность к болезням. Например, люди конституционального типа капха предрасположены к таким болезням как, тонзиллит, синусит, бронхит, гиперемия легких. Люди с типом питта подвержены расстройствам желчного пузыря, печени, повышенной кислотности, пептической язве, гастриту и другим воспалительным недугам. Они также страдают от кожных заболеваний типа крапивницы и сыпей. Люди типа вата в основном подвержены пучению, поясничным болям, артриту, ишиасу, невралгии, болезням суставов.

  Аюрведа признает, что истоки болезни могут лежать глубоко в подсознании в виде страха, раздражения или привязчивости (склонности к зависимости, говоря западным языком). Подавленный страх вызывает нарушение ваты, раздражение приведет к избытку питты, а зависть, жадность и привязчивость усугубят состояние капхи. Но связь эта двусторонняя. Так нарушенная вата порождает страх, подавленность и нервозность, избыток питы в организме вызовет раздражение, ненависть и подозрительность, пораженная капха вызовет страсть к стяжательству, жадность и привязчивость. Таким образом, между питанием, средой и эмоциональными расстройствами существует прямая связь.

И здесь нужно ввести еще одно понятие: агни, тесно связанное с питтой. По Аюрведе агни представляет собой биологический огонь, управляющий обменом веществ. По своему действию он схож с питтой и может рассматриваться, как составная часть системы питта в организме. Питта содержит теплоту-энергию, способствующую пищеварению. Эта теплота — энергия и есть агни. Питта —вместилище, а агни — содержимое.

Агни по природе своей кислота и своим действием расщепляет пищу и стимулирует пищеварение. Но Агни связан и с движением ваты, так как телесный воздух зажигает телесный огонь. В каждой клетке организма присутствует Агни, он необходим для обеспечения питания тканей и поддержания автоиммунной системы. Агни разрушает чужеродные микроорганизмы и токсины в желудке и в толстой кишке, тем самым, защищая микрофлору этих органов.

Наше долголетие и метаболизм зависят от Агни. Разумение, понимание, восприятие, осознание также являются отправлениями Агни. Стоит сбиться работе Агни из-за дисбаланса капха-питта-вата, как это тяжело сказывается на обмене веществ и, сопротивляемости и иммунной системе. Частицы пищи не перевариваются и не усваиваются, а скапливаются в толстой кишке и выделяют токсины. Эти токсины затем всасываются в кровь и через общий кровоток скапливаются в слабых местах организма, поражая органы и иммунную систему.

   Но токсины порождаются еще и эмоциональными причинами. Подавленное раздражение, например, полностью изменяет микрофлору желчного пузыря, желчных протоков и тонкой кишки и усугубляет состояние питты, вызывая очаговое воспаление слизистой желудка и тонкой кишки. В итоге тело пучит газами, которые скапливаются в сумках толстой кишки, вызывая рези.  

   Подавленные эмоции создают неуравновешенность ваты, которая в свою очередь поражает агни, автоиммунную восприимчивость организма. При слабом агни может происходить ошибочная ауто-имунная реакция, способная вызывать аллергию. Человек с конституциональным типом питта будет от природы чрезмерно восприимчив к острой, пряной пище, которая усугубляет состояние питта. Она может послужить причиной аллергии.

Таким же образом подавленные эмоции, наподобие ненависти или гнева, тоже могут создавать чрезмерную чувствительность к той пище, что отягощает питту. Те, кто подавляет у себя эмоции типа привязчивости или жадности, вызывают у себя аллергические реакции на продукты капха, например, молочные.

Источник