Характеристика гормонов мозгового слоя надпочечников и поджелудочной железы
Тема 6.1 «МЕХАНИЗМЫ ГОРМОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. ГОРМОНЫ МОЗГОВОГО СЛОЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ И ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»
Обоснование темы.
Изучение механизмов гормональной регуляции метаболизма имеет большое значение для медицины. Избыток, или недостаток синтеза определенного гормона, дефект рецептора, белков-мессенжеров, лежит в основе эндокринных заболеваний. Основой правильного диагноза и, соответственно, правильного лечения болезни служит понимание молекулярных механизмов происходящих в организме больного патофизиологических процессов. Зная общие аспекты действия гормонов, их биологические эффекты, можно выявить синдромы эндокринных заболеваний, обусловленных дисбалансом гормонов, и назначить эффективное лечение. Важна роль в организме гормонов симпатоадреналовой системы: именно они обеспечивают адаптацию к острым и хроническим стрессам. Инсулин – гормон поджелудочной железы, первым из пептидных горомонов был получен в очищенном виде, синтезирован как химическим путем, так и методами генной инженерии. При этом инсулин имеет важное значение как медикаментозное средство, поскольку около 5% населения развитых стран страдают сахарным диабетом I типа и примерно столько же людей предрасположены к этой болезни. В основе сахарного диабета лежит нарушение регулируюшего эффекта инсулина, связанное с его недостатком, либо с устойчивостью к его эффектам. Глюкагон, действию которого в этой ситуации ничто не препятствует, усиливает проявление болезни.
Цель занятия:
1. Знать определение гормонов, их классификацию, общие свойства; механизм действия гормонов:
а) мембранно-внутриклеточный;
б) цитозольный;
2. Знать метаболическое действие гормонов: адреналина, инсулина, глюкагона.
3. Уметь решать ситуационные задачи по данной теме.
Необходимый исходный уровень.
Из курса биоорганической химии студенты должны знать:
n физико-химические свойства белков и стероидов;
n химическое строение адреналина;
n строение цАМФ;
Из курса физиологии:
n общие принципы механизма синтеза, секреции гормонов;
n принцип обратной связи в регуляции гормональной секреции.
Основные понятия темы
Классификация гормонов по химическому строению и биологическим функциям. Клетки – мишени. Клкточные рецепторы. Механизмы передачи гормональных сигналов в клетку. Синтез и секреция гормонов поджелудочной железы и мозгового слоя надпочечников и их метаболические эффекты.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие о гормонах и эндокринных железах.
2. Химическая природа гормонов. Классификация. Общие свойства гормонов.
3. Общие принципы механизма синтеза и секреции. Рилизинг – гормоны, тропные гормоны (АКТГ, ТТГ, СТГ и др.).
4. Транспорт гормонов кровью. Органы – мишени, понятие о рецепторах гормонов и их характеристика.
5. Механизм действия гормонов: а) мембранно-внутриклеточный;
б) цитозольный.
6. Аденилатциклазная и гуанилатциклазная системы, роль циклических нуклеотидов в передаче гормонального сигнала в клетку.
7. Роль ионов кальция и метаболитов фосфолипидов в процессах гормональной регуляции.
8. Гормоны поджелудочной железы: инсулин, глюкагон. Химическая природа, механизм действия, метаболические эффекты в органах – мишенях.
9. Изменение гормонального статуса и метаболизма при сахарном диабете. Поздние осложнения сахарного диабета.
10.Гормоны мозгового слоя надпочечников: адреналин, норадреналин. Биосинтез, механизм действия, влияние на обмен веществ (углеводов, липидов). Катаболизм адреналина.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ
Лабораторная работа 1
«Цветные реакции на инсулин»
а) Биуретовая реакция
Принцип метода: при добавлении к щелочному раствору инсулина сернокислой меди жидкость приобретает красно-фиолетовое или сине-фиолетовое окрашивание. Реакция обусловлена присутствием в инсулине пептидных связей, которые с ионами меди образуют окрашенные солеобразные комплексные соединения.
Ход работы: к 5 каплям инсулина прибавляют 5 капель 10 % Na ОН и 1 каплю 1% раствора CuSO4.
Результат:
Вывод:
б) Реакция Фоля
Принцип метода: при нагревании раствора инсулина со щелочью и нитратом свинца (реактив Фоля) жидкость окрашивается в бурый или черный цвет. Реакция обусловлена присутствием в инсулине серы, которая, взаимодействуя со щелочью, образует сернистый натрий, последний с нитратом свинца дает черный осадок судьфида свинца.
Ход работы: к 5 каплям раствора инсулина добавляют 5 капель реактива Фоля. Раствор нагревают до кипения и дают постоять 1-2 минуты
Результат:
Вывод:
Лабораторная работа №2
«Качественная реакция на адреналин с хлорным железом»
Принцип метода: при взаимодействии хлорного железа с адреналином, содержащим в своем составе пирокатехиновое кольцо, образуется соединение зеленого цвета.
Ход работы: к 5 каплям раствора адреналина добавляют 1 каплю 1% раствора FeCl3
Результат:
Вывод:
УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – 60 мин
Цель: – повышение эффективности процесса обучения посредством:
– индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учета личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий;
– обучения студентов общаться в рамках учебной конференции, развития навыков ведения дискуссии.
Этапы проведения конференции:
1. Подготовительный этап: выбор председателя конференции, напоминание о требованиях к докладчику и критериях оценки. Докладчик должен излагать материал согласно регламенту, свободно ориентироваться в проблеме, сопровождать выступление демонстрационным материалом.
2. Заслушивание сообщений студентов на тему:
1. Сахарный диабет: виды и причины. Нарушение обмена веществ при сахарном диабете.
2. Поздние осложнения сахарного диабета
3. Современные представления о биохимических методах диагностики и лечения сахарного диабета.
Задачи выступающего:
– сформулировать цель и задачи данного сообщения;
– практическую значимость данной проблемы для будущего врача;
– продемонстрировать навыки публичного выступления.
Задачи «экспертов»-слушателей:
– оценить данное выступления;
– оценить качество презентации и навыки публичного выступления;
– внести дополнения и замечания по докладу,
– дать общую оценку проведенной работы.
Задачи преподавателя:
– проводить предварительные консультации по подбору, анализу литературных источников и подготовке презентации;
– управлять научно-практической дискуссией в соответствии с поставленными целью и задачами;
– обобщать дискуссию по каждому выступлению и в целом по группе.
Требования к подготовке выступления:
Продолжительность презентации 10 мин. После выступления в течение 10 мин проводится дискуссия. В ходе дискуссии вначале слушатели задают вопросы выступающему, затем высказывают замечания и дополнения. По завершении дискуссии преподаватель подводит итог, и проводится оценка выступления и дискуссии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
I. Заполните таблицу
Характеристика гормонов мозгового слоя надпочечников и
поджелудочной железы
Гормоны | Место синтеза | Стимулы | Механизм действия | Органы – мишени | Метаболические эффекты |
Адреналин | |||||
Инсулин | |||||
Глюкагон |
I. Решите ситуационные задачи.
№ 1
После травмы больная длительное время находилась на постельном режиме, при этом она существенно снизила в рационе питания жиры, но не отказалась от избыточного потребления углеводов, в результате ее вес увеличился на 14 кг. Объясните ситуацию, при этом обоснуйте ответ:
А) схематично изобразите метаболические пути, активация которых привела к увеличению массы тела больной;
Б) назовите гормон, под влиянием которого это произошло.
№2
У обследуемого больного жалобы на общую слабость, ухудшение зрения, повышение аппетита (полифагия), жажду (полидипсия), частые мочеиспускания (полиурия). Концентрация глюкозы в крови натощак 10 ммольл.
1. Для какой патологии характерны указанные явления? 2. Какова причина полиурии? 3. Какие изменения в обмене углеводов наблюдаются при этой патологии? 4. Какие изменения в обмене липидов наблюдаются при этой патологии? 5. Чем вызвано ухудшение зрения при этой патологии?
№ 3
При опухолях мозгового слоя надпочечников (феохромоцитома) в крови повышается концентрация глюкозы и свободных жирных кислот. Объясните молекулярные механизмы наблюдаемых изменений метаболизма.
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Биологическая химия [Текст]: учебник / под ред. чл.-корр. РАН, проф. .-М.:ГЭОТАР – Медиа, 2012.- 624 с.
1. Березов, [Текст]: учебник / , .-М.: Медицина, 2007.- 704 с.
2. Биологическая химия [Текст] : учебник для мед. вузов / [и др.]. – М.: МИА, 2008.- 368 с.
3. Чиркин, / , .- М.: Медицинская литература, 2010.- 605 с.
Источник
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Надпочечники. Классификация гормонов надпочечников. Механизм регуляции гормонов.
2. Глюкокортикоиды, их роль в регуляции функций организма. Регуляция продукции.
3. Минералокортикоиды, их роль в регуляции функций организма. Регуляция продукции.
4. Половые гормоны, их роль в регуляции функций организма. Регуляция продукции.
5. Функции мозгового вещества надпочечников. Регуляция продукции адреналина и норадреналина. Роль этих гормонов в стрессовых ситуациях.
6. Эндокринная функция поджелудочной железы. Регуляция продукции гормонов.
7. Роль гормонов поджелудочной железы в регуляции углеводного, белкового и липидного обменов.
8. Инсулин, механизм действия, эффекты гормона на клетки мишени.
9. Натрийуретический пептид. Роль в организме. Регуляция продукции.
Самостоятельная работа по теме: «Физиология эндокринной системы»
Корковое вещество надпочечников
Гормоны коркового вещества надпочечников:
1. глюкокортикоиды (основной представитель – ______________________).
2. минералокортикоиды (основной представитель – ___________________).
3. половые гормоны (основной представитель – _______________________).
Кортизол
Место синтеза: ________________________________________________________________.
Регуляция секреции:
↓ _____________________________
↓ _____________________________
↓ _____________________________
Стимулируют активность этой регуляторной оси (гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников) стрессоры: сильная травма, пирогены, гипогликемия, электрошок, ожоги, кровотечение, физические нагрузки, инфекции, химическая интоксикация, боль, хирургическое вмешательство, психические нагрузки, холод.
В какое время суток (утренние часы или вечерние часы) уровень АКТГ и кортизола в норме выше? ________________________________________________________________________
Транспорт кортизола: 90% кортизола в плазме связано с белками (α-глобулины, альбумины), 10% – не связано с белками плазмы. Какой кортизол является физиологически активным? _________________________________
Если в плазме содержание не связанного с белками кортизола выше физиологической нормы, по механизму ________________ обратной связи дальнейшая выработка АКТГ ________ __________________ (но только не в состоянии стресса!).
Механизм действия и биологический эффект:
1. Влияние на углеводный обмен: уровень глюкозы в плазме __________________________.
2. Влияние на белковый обмен: в мышцах происходит ________________________________, а в печени ____________________________________________________________________.
3. Влияние на жировой обмен: ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________.
4. Участвует в регуляции системного артериального давления (сосудо___________________ эффект, т.к. усиливает действие норадреналина).
5. Помогает адаптироваться к стрессам.
6. Снижает воспалительные и аллергические эффекты.
Мозговое вещество надпочечников
Гормоны мозгового вещества надпочечников: 70-90% _________________________________ остальное – ____________________________________.
Место синтеза катехоламинов: __________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Схема синтеза: тирозин → ДОФА (дезоксифенилаланин) → дофамин → норадреналин → адреналин.
Регуляция секреции: Под влиянием внешнего или внутреннего стрессора (большое физическое и/или умственное напряжение, инфекция, травма, гипогликемия) резко ________________ секреция адреналина и норадреналина. Раздражитель → возбуждение структур ЦНС → возбуждение задних ядер гипоталамуса → возбуждение симпатических центров в _____________ мозге → _________________ волокна (их медиатор – ________________ ) → хромаффинные клетки _____________ вещества надпочечников → секреция __________________.
Время полужизни катехоламинов 30 с (в метаболизме участвуют ферменты МАО (моноаминоксидаза) и КОМТ (катехол-О-метилтрансфераза).
Механизм действия и эффект
Эффектор | Тип рецептора | Ответ |
Глаз Радиальная мышца Цилиарная мышца | a b | ________________________________ ________________________________ |
Сердце Синоатриальный узел Атриовентрикулярный узел Предсердия Желудочки | b b b b | ЧСС ________________________________ Скорость проведения _________________ Сократимость ________________________ Сократимость ________________________ |
Кровеносные сосуды | a b | ________________ артериол и вен ____________________________________ |
Бронхиальные мышцы | b | ____________________________________ |
Желудочно-кишечный тракт Желудок Кишка Сфинктеры | b a,b a | ____________________ моторики ____________________ моторики ____________________ |
Мочевой пузырь m. detrusor Сфинктер | b a | ______________________ ______________________ |
Потовые железы | a | Селективная стимуляция |
Матка | a b | ______________________ ______________________ |
Печень | a | Гликогенолиз |
Мышцы | b | Гликогенолиз |
Жировая ткань | b | Липолиз |
Катехоламины повышают продукцию глюкагона, ренина и др., могут тормозить секрецию инсулина. Регулируют синтез адренорецепторов и включение их в мембрану клеток.
Регуляция уровня Na+ в крови
Концентрация Na+ в плазме в норме 135 – 145 мМ.
Увеличивают содержание Na+ в крови гормоны (указать механизм действия) | Уменьшают содержание Na+ в крови гормоны (указать механизм действия) |
Роль ионов Na+ в организме ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поджелудочная железа
Гормоны поджелудочной железы: _________________________________________________
Инсулин
Место синтеза: __________________ островков Лангерганса.
Регуляция секреции: стимулируется высокой концентрацией в крови __________________, аминокислотами, свободными жирными кислотами, некоторыми гастроинтестинальными гормонами, _____________________________ нервной системой; угнетается катехоламинами, ______________________________нервной системой и, паракринно гормонами ______________________________________________________________________________
Механизм действия:
Инсулин – анаболический гормон (способствует синтезу гликогена, жиров, белка).
1. Влияние на углеводный обмен.
В норме содержание глюкозы в крови_____________ мМ.
Инсулин_________________ содержание глюкозы в крови, т. к.
а) в клетках печени глюкоза под влиянием инсулина превращается в ____________, тормозится процесс ______________________.
б) связываясь с рецептором на поверхности мышечных клеток, инсулин активирует механизм транспорта глюкозы через мембрану. В мышечных клетках образуется ________________.
Большинство других клеток тела отвечают на инсулин подобно мышечным клеткам.
Клетки центральной нервной системы свою высокую потребность в энергии почти целиком покрывают за счет глюкозы, причем ее потребление _____________ _______________ от инсулина!
2. Влияние на жировой обмен.
а) Печень запасает ограниченное количество гликогена. Излишки поступившей в печень глюкозы под действием инсулина превращаются в _________________, которые потом транспортируются в жировую ткань и там хранятся.
б) Инсулин действует и непосредственно на клетки жировой ткани. В клетках жировой ткани жирные кислоты хранятся в форме ________________.
3. Влияние на белковый обмен.
Инсулин обеспечивает активный транспорт в клетки аминокислот и способствует _________ ________________________ белка.
Клинические проявления недостатка и избытка гормона.
1. Инсулина вырабатывается слишком мало или он не может действовать на клетки-мишени → уровень глюкозы в крови __________________ → развивается заболевание ___________ _____________________.
Если содержание глюкозы в крови становится больше 10 мМ, избыточная глюкоза выводится с мочой, т.е. возникает ___________________________.
Глюкоза, как осмотически активное вещество, удерживает воду, поэтому объем конечной мочи увеличивается, т.е. возникает ________________________.
При большом дефиците инсулина вся неиспользованная глюкоза уже не может выводиться с мочой.
Недостаток инсулина → стимуляция липолиза → образование _______________________.
Если заболевание прогрессирует, может наступить _________________________кома.
В этой ситуации больному нужно ввести _________________________.
Источник
1. При введении в организм инсулина в крови наблюдается снижение концентрации глюкозы, аминокислот и свободных жирных кислот. Объясните, почему это происходит?
2. При эмоциональном возбуждении содержание гликогена в печени и мышцах уменьшается, концентрация глюкозы в крови повышается. Объясните, почему это происходит?
3. Больному с недостатком инсулина рекомендовано ограничить потребление с пищей углеводов. Несмотря на длительное ограничение углеводов в пище концентрация глюкозы в крови осталась выше нормы. Объясните механизмы, обеспечивающие высокую концентрацию глюкозы в крови у больного.
4. 7-летнему ребенку необходимо определить глюкозу крови на предмет исключения сахарного диабета. Ребенок перед проведением пробы в лаборатории волновался, много плакал. Установлено, что в крови ребенка уровень глюкозы выше нормы. Можно ли утверждать после такого исследования, что у ребенка сахарный диабет?
5. Для лечения больных сахарным диабетом I типа используют инъекции инсулина. Какова биохимическая основа этого лечения?
6. Пациент обратился с жалобами на быструю утомляемость и усталость. Концентрация глюкозы натощак 4,2 ммоль/л. Тест на толерантность к глюкозе: через 2 часа после сахарной нагрузки (эквивалент 75 г глюкозы) концентрация глюкозы 5,5 ммоль/л. Оправдано ли в этом случае проведение следующих дополнительных исследований:
a. Определение концентрации кетоновых тел в крови и моче;
b. Определение уровня гликозилированного гемоглобина;
c. Определение антител к инсулину;
d. Определение концентрации С-пептида; и почему?
7. Туристы не рассчитали запасы продовольствия и голодали в течение 2 суток. Как изменилась концентрация глюкозы и ВЖК в крови туристов к концу вторых суток голодания? При этом:
a. Укажите гормоны, концентрация которых повышается в крови при голодании;
b. Напишите схемы метаболических путей, индуцируемых этими гормонами при голодании в печени.
8. У спортсмена перед ответственным стартом в крови повысилось содержание глюкозы до 6,5 ммоль/л, уровень свободных жирных кислот (СЖК) до 1,2 ммоль/л (норма – 0,4-0,9 ммоль/л). Какова причина этих изменений?
9. Больной инсулинзависимым сахарным диабетом длительное время не получал инъекций инсулина. После обращения к врачу и тщательного обследования назначена терапия инсулином. Через 2 месяца концентрация глюкозы в крови натощак составила 85 мг/дл, уровень гликозилированного гемоглобина 14% от общего уровня гемоглобина (норма – 5,8-7,2 %). Объясните ситуацию.
10. У больных сахарным диабетом развивается отрицательный азотистый баланс, а с мочой экскретируется повышенное количество мочевины. Почему?
11. У больного резко повышено артериальное давление, увеличено в крови содержание глюкозы и уровень свободных жирных кислот. Количество адреналина и норадреналина в плазме крови возросло в 500 раз, имеется глюкозурия. О патологии какого органа можно думать?
12. При лечении сахарного диабета инсулином больным рекомендуют пищу, богатую метионином и лизином (молоко, молочные продукты) для профилактики жирового перерождения печени. Оправдана ли такая рекомендация? Почему?
13. При некоторых видах злокачественных опухолей поджелудочной железы происходит избыточный синтез инсулина. У больных при этом наблюдаются следующие симптомы: дрожь, слабость, быстрая утомляемость, потливость и постоянное чувство голода. Как влияет избыточная секреция инсулина на обмен углеводов, белков и липидов в печени? Почему развиваются описанные симптомы? Объясните, почему с течением времени это состояние приводит к нарушению мозговой деятельности?
14. Некоторые препараты – кофеин, теофелин – угнетают действие фермента фосфодиэстеразы, осуществляющего распад цАМФ с образованием АМФ. Как изменится количество жирных кислот в крови при введении этих препаратов?
15. В лечении больного запланировано воздействие на метаболизм через аденилатциклазную систему. Какое воздействие оказывают на нее различные гормоны?
16. Увеличение концентрации глюкозы в плазме крови у обследуемого было связано с повышенной секрецией гормонов коры надпочечников. С какими гормонами коры надпочечников связано повышение концентрации глюкозы в крови? По какому механизму действуют эти гормоны? С каким процессом связано повышение концентрации глюкозы в данном случае?
17. Больной 39 лет поступил с жалобами на сильную жажду, быструю утомляемость. Потеря массы тела за последние 5 недель составила 4 кг несмотря на хороший аппетит и обычную физическую нагрузку. Анализ крови показал, что содержание глюкозы в крови спустя 2 часа после приема пищи составило 7,5 ммоль/л. Какое заболевание можно предположить у данногобольного?
18. Больная обратилась в клинику с жалобами на сухость во рту, жажду, обильные и частые мочеиспускания, слабость, похудание. Для какого заболевания характерны эти симптомы? Какие лабораторные исследования необходимо провести для уточнениядиагноза?
19. В реанимационное отделение больницы поступил пациент без сознания. Анализ крови показал повышенную концентрацию глюкозы и кетоновых тел, сниженную концентрацию инсулина, а также изменение pH в кислую сторону — до 7,10 (при норме 7,36—7,40). Улучшение состояния пациента наблюдалось только после введения щелочного раствора и нормализации pH крови с последующим введением инсулина. Почему введение инсулина до восстановления pH крови не приводит к выходу пациента из комы? При ответе необходимо учитывать, что белковый гормон инсулин оказывает свое действие на клетки-мишени, взаимодействуя с поверхностными специфическими белками-рецепторами, и снижает концентрацию глюкозы в крови.
При ответе:
a. Опишите строение белков, формирование их конформации и объясните понятие «конформационная лабильность белков»;
b. Назовите факторы, влияющие на нативнуюконформацию белков;
c. Объясните влияние pH на просгранственную структуру и функцию белков, предположите механизм снижения действия инсулина на клетки при изменении pH среды.
20. Врач предписал больному, у которого наблюдались начальные симптомы развития сахарного диабета II типа, регулярные физические нагрузки. Это назначение было основано на результатах исследований последних лет, которые показали, что такие нагрузки увеличивают количество белков ГЛЮТ-4 в клетках инсулинзависимых тканей, стимулируя экспрессию гена ГЛЮТ-4. В результате захват глюкозы этими клетками увеличивается в 7 раз (т.е. эти исследования показали, что физические нагрузки оказывают такой же конечный эффект на клеткиинсулинзависимых тканей, как и действие инсулина). Объясните молекулярные механизмы действия инсулина у здоровых людей и действия физических нагрузок на течение сахарного диабета II типа, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:
a. Перечислите инсулинзависимые ткани и объясните, почему они так называются;
b. Объясните, что такое ГЛЮТ-4 и какова их функция; укажите роль инсулина в активации этих белков;
c. Изобразите общую схему регуляции экспрессии гена у эукариот;
d. Опишите механизм влияния инсулина на экспрессию генов.
21. В приемный покой районной больницы доставлен мужчина с улицы в бессознательном состоянии с подозрением наголодный обморок или диабетическую кому. У пациента ощущался запах ацетона в выдыхаемом воздухе.Объясните, что необходимо сделать для уточнения диагноза больного. Для ответа:
a. Назовите другие кетоновые тела и состояния, при которых повышается их уровень в крови;
b. Поясните, какие лабораторные исследования надо провести для диагностики состояния пациента;
c. Назовите симптомы, характерные для голодания и сахарного диабета;
d. Опишите сходства и различия в метаболизме углеводов, жиров и белков для обоих состояний.
22. Машиной скорой помощи в приемный покой был доставлен мужчина 23 лет. При поступлении у больного сознание спутано, кожные покровы сухие, отеков нет. Дыхание шумное, ЧСС — 110 уд./мин, АД — 100/60 мм рт.ст., ксеростомия, запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Результаты лабораторного исследования показали, что в крови концентрация глюкозы равна 16 ммоль/л, pH — 7,3, уровень кетоновых тел — 15 мг/дл (норма — 0,2-5 мг/дл), плотность мочи — 1,030 г/л (норма — 1,010-1,022 г/л). На каком основании можно предположить у больного сахарный диабет? Для ответа:
a. Перечислите причины данного заболевания;
b. Назовите гормон, неотложное введение которого может улучшить состояние больного, нарисуйте схему трансдукции сигнала этого гормона и опишите его эффекты в клетках-мишенях;
c. Объясните отклонения от нормы в показателях биохимического анализа у обследуемого мужчины и приведите схемы метаболических путей, объясняющих повышение содержания глюкозы в крови и запах ацетона.
23. Существует выражение «сахарный диабет — это голод среди изобилия». Какие изменения метаболизма при сахарном диабете подтверждают справедливость этого утверждения? Для ответа:
a. Перечислите основные причины изменений метаболизма при инсулинзависимом сахарном диабете;
b. Укажите ткани, в которых обмен основных энергоносителей протекает по типу голодания;
c. Назовите метаболические пути, которые активируются и замедляются в этих тканях, объясните, почему;
d. Перечислите симптомы сахарного диабета, которые отражают такие изменения метаболизма;
e. представьте схему одного из метаболических путей, который активируется в печени при этих условиях, и поясните последствия такой активации.
24. При лабораторном обследовании у больного обнаружена глюкоза в моче. Концентрация ее в крови составила 11ммоль/л. Содержание С-пептида в крови ниже нормы. Какому заболеванию могут соответствовать указанные данные? Для ответа:
a. Назовите другие биохимические показатели крови, которые могут быть изменены у данного больного, укажитевозможные причины заболевания;
b. Опишите основные этапы синтеза инсулина, образования С-пептида; сравнив периоды полураспада инсулина и С-пептида, сделайте вывод о роли этого пептида в диагностике заболевания;
c. Изобразите схему передачи сигнала инсулина в клетки, опишите его основные эффекты;
d. Объясните причину развития гипергликемии у больного, представив соответствующие схемы метаболическихпутей.
25. На прием к терапевту пришел пациент с жалобами на прогрессирующую слабость, сонливость, головокружение.Симптомы усиливались при голодании, что позволило врачу предположить наличие у больного гипогликемии.Анализы подтвердили предположение врача (содержание глюкозы менее 2,5 ммоль/л). Кроме того, обнаружено значительное повышение уровня С-пептида. Пациент не страдает сахарным диабетом и не принимает сахаропонижающих препаратов. Какое заболевание можно предположить у данного больного? Для ответа:
a. Назовите стимулы, влияющие на секрецию инсулина, и опишите этапы его синтеза;
b. Опишите влияние инсулина на углеводный и жировой обмен в печени, жировой ткани и мышцах;
c. Объясните, чем опасна гипогликемия и какие процессы в организме предотвращают развитие гипогликемии дажепри голодании;
d. Предположите возможный диагноз заболевания и метод лечения.
27Две подруги решили похудеть. Одна из них не выдержала и суток голодания, а другая голодала в течение трех дней. Какие изменения метаболизма будут происходить в организме девушки к концу 3-дневного голодания? Для ответа:
a. Напишите схемы метаболических путей, отражающие изменения метаболизма жиров в печени и жировой ткани впериод длительного голодания;
b. Назовите гормоны, ускоряющие эти процессы, и представьте в виде схемы механизм действия одного из них наклетки-мишени;
c. Укажите регуляторные ферменты, активность которых изменяется под влиянием выбранного гормона.
26. После посещения спортзала студент на обед получил пищу, содержащую преимущественно углеводы в количестве 250-300 г, и решил отдохнуть. Как изменится метаболизм углеводов и жиров в жировой ткани у студента через 2 ч после приема пищи?
a. Нарисуйте график зависимости концентрации глюкозы в крови от времени, начиная с момента принятия пищи студентом; объясните особенности кривой;
b. Назовите гормон, уровень которого повышен в крови у студента в абсорбтивный период, и опишите механизмпередачи гормонального сигнала в жировой ткани;
c. Перечислите все метаболические пути утилизации глюкозы и использования продуктов ее катаболизма в жировойткани, объясните их физиологическое значение;
d. Изобразите схему метаболического пути обмена жиров в адипоцитах и объясните роль гормона в стимуляции этогопроцесса.
27. Офисный работник во время бизнес-ланча в ресторане «быстрого питания» получил с пищей около 350 г углеводов. Как изменится метаболизм углеводов и жиров в печени у посетителя ресторана спустя 2 ч после приема пищи? Для ответа:
a. Назовите гормон, уровень которого повысится у работника в абсорбтивный период, укажите основные этапы егосинтеза, их локализацию, органы-мишени, строение рецептора и разницу в действии гормона на различные типыклеток-мишеней;
b. Перечислите пути катаболизма глюкозы, которые активируются в печени в этот период, укажите путииспользования продуктов катаболизма глюкозы;
c. Напишите формулами регуляторную реакцию синтеза жирных кислот, назовите ключевой фермент и опишитемеханизмы его активации;
d. Изобразите схему синтеза жирных кислот;
e. Опишите последующие пути использования синтезированных в гепатоцитах жирных кислот.
28. В спортивном лагере группа студентов через 2 ч после каждого приема пиши интенсивно плавала в бассейне в течение 60 мин. Какие изменения в обмене углеводов можно предположить у студентов во время физической нагрузки, начиная с момента ее начала и до завершения? Для ответа:
a. Назовите гормон, концентрация которого в крови повышается во время физической активности, назовите местоего синтеза, стимулы секреции, ткани-мишени и представьте в виде схемы механизм действия этого гормона наклетки-мишени;
b. Опишите изменения метаболизма углеводов в печени и мышцах у студентов во время тренировок, представивсоответствующие схемы метаболических путей;
c. Укажите топливные молекулы, обеспечивающие мышцы энергией в разные моменты физической нагрузкистудентов.
29. Студент через полчаса после ужина, содержащего около 150 г углеводов, 20 г жиров и 40 г белков, сидит в кресле и читает. Какие изменения метаболизма происходят у него в этот период? Для ответа:
a. Назовите гормон, уровень которого повышен в крови у студента в данной ситуации, опишите этапы его синтеза,назовите стимулы секреции и органы-мишени;
b. Приведите классификацию тканей по механизму действия гормона на транспорт глюкозы в клетки;
c. Представьте схему строения рецептора гормона;
d. Напишите схемы, отражающие изменения метаболизма глюкозы и жиров в адипоцитах в данном состояниичеловека;
e. Укажите регуляторные ферменты синтеза жирных кислот из продуктов катаболизма глюкозы, активность иколичество которых увеличиваются под влиянием названного гормона.
Источник