Биология 8 класс печень и поджелудочная железа
Тема урока: «Пищеварительные железы »
№ 47 8 класс
Задачи урока: Дата_________
формировать знания учащихся о строении, функции пищеварительных желез;
развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, заботиться о правильном питании, вести здоровый образ жизни.
Средства обучения:
рисунок «слюнные железы», «печень», схемы, учебник, тест, кроссворд, учебник, тетрадь
Ход урока
Орг. момент:
Сообщение темы урока и задач.
Проверка знаний учащихся.
Ответы на вопросы:
Из каких отделов состоят зубы?
Какое строение имеет зуб?
Какие группы зубов у человека?
Сколько зубов у взрослого человека?
В каком возрасте появляются молочные зубы?
В каком возрасте они меняются на постоянные?
Как правильно ухаживать за зубами?
Активизация знаний учащихся:
Процесс пищеварения складывается из следующих этапов:
механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками;
расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;
всасывание этих соединений в кровь и лимфу
удаление непереваренных остатков из организма.
Органы пищеварения
Органы пищеварения состоят из:
пищеварительного канала;
пищеварительных желез.
Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.
Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.
Пищеварительные железы
слюнные печень поджелудочная
железы внешней секреции железа смешанной секреции
3 пары:
околоушные- 20- 30 гр
подъязычные- 14-15 гр
пдчелюстные – 5 гр
Пищеварительные ферменты.
Пищеварительные ферменты. Ферменты – биологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.
Во рту пища смешивается со слюной, которая выделяется тремя парами слюнных желез: подъязычных, поднижнечелюстных и околоушных. Кроме того, вся слизистая оболочка ротовой полости усеяна мелкими железками. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую вязкую. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. В ротовой полости расщепляются сложные углеводы до простых.
При воспаление околоушных желез они увеличиваются и становятся отчетливо видны. Это заболевание называется паратитом – свинкой.
В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Желчь – это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Под ее воздействием жиры распадаются на маленькие капельки, так что общая их поверхность увеличивается. В таком виде они становятся более доступными для действия ферментов. Кроме того, желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы, в частности трипсин – фермент, расщепляющий белки до аминокислот. Пищеварительные сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Подобным образом действует кишечный сок, выделяемый остальными отделами тонкой кишки.
Нервно-гуморальная регуляция пищеварения
Нервная регуляция пищеварения происходит рефлекторно. Это удалось установить с помощью фистульной методики, которую применил И.П.Павлов. За данные работы он получил Нобелевскую премию. Фистула – искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах. Так, для того чтобы исследовать выделения слюнной железы, И.П.Павлов выводил один из ее протоков наружу и собирал слюну. Это давало возможность получить ее в чистом виде и исследовать состав. Было выяснено, что слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи. По предложению И.П.Павлова рефлексы были разделены на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы, свойственные всем особям данного вида. С возрастом они могут меняться, но по строго определенной программе, одинаковой для всех особей этого вида, Безусловные рефлексы – это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и так далее. Условные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в течении жизни. Они дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт. Опыты по фистульной методике показали, что раздражение вкусовых рецепторов вызывает секрецию не только слюны, но и желудочного сока. Поэтому пища, смешанная со слюной, попадает не в пустой желудок, а в желудок, уже подготовленный к ее приему, то есть наполненный пищеварительным соком. Это было показано И.П.Павловым в опытах с мнимым кормлением. Собаке перерезали пищевод и оба конца выводили наружу. Когда животное ело, пища вываливалась из отверстия в пищеводе. Содержимое желудка выводилось наружу с помощью специальной трубки. Несмотря на то, что в желудок пища не попадала, секреция желудочного сока все равно в нем происходила. Более того, если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И.П.Павлов назвал аппетитным соком. Когда же пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения. Оно наступает раньше, чем пища всосется и кровь обогатится питательными веществами. Следовательно, существует тормозной рефлекс на наполнение желудка, предохраняющий от переедания.
Гуморальная регуляция пищеварения.
После того, как питательные вещества всосутся в кровь, начинается гуморальное отделение желудочного сока. Среди питательных веществ имеются биологически активные вещества, которые, например, содержатся в овощных и мясных отварах. Продукты их расщепления через слизистую оболочку желудка всасываются в кровь. С током крови они попадают к железам желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок. Это позволяет обеспечить длительное сокоотделение: белки перевариваются медленно, иногда в течение 6 часов и более. Таким образом, желудочное сокоотделение регулируется как нервным, так и гуморальным путем.
IY. Закрепление.
Что образует пищеварительную систему?
Почему пищеварительные железы относятся к внешним железам?
Что такое ферменты? Какую функцию они выполняют?
1. Где происходит механическая обработка пищи?
а) в желудке
б) в ротовой полости
в) в толстом кишечнике
г) в ротовой полости и желудке.
2. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке?
а)температура тела, кислая среда, наличие ферментов желудочного сока
б) щелочная среда, температура тела, наличие ферментов желудочного сока
в) температура тела, желчь, кислая среда
г) кислая среда, температура тела.
3. Какую функцию выполняет кишечник?
а) секреторную, двигательную
б) секреторную, двигательную, пищеварительную
в) секреторную, двигательную, всасывающую
г) секреторную и всасывающую.
4. Какое действие оказывает желчь на питательные вещества?
а) разделяя жиры на мельчайшие капельки, облегчает расщепление пищеварительными соками
б) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты
в) облегчает расщепление белков
г) облегчает расщепление углеводов.
5. На какие питательные вещества действуют ферменты поджелудочного сока в щелочной среде при температуре тела?
а) на белки и жиры
б) на жиры и углеводы
в) на белки, жиры и углеводы
г) на углеводы и белки.
6. Какие продукты образуются при расщеплении белков?
а) глицерин и жирные кислоты
б) глюкоза
в) аминокислоты
г) глюкоза и аминокислоты.
7. Какие продукты распада питательных веществ всасываются в кровь?
а) жиры
б) глюкоза, глицерин и жирные кислоты
в) аминокислоты
г) жиры и глюкоза.
Y. Домашнее задание п. 44
YI. Итог урока, выставление оценок
Источник
Организм человека как единое целое
Человек как биологический вид. Науки о человеке
Ткани человека
Опорно-двигательная система
Скелет человека
Мышцы, их строение и работа
Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
Кровеносная и лимфатическая системы
Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
Система органов кровообращения
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система
Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
Заболевания органов дыхания, их профилактика
Пищеварительная система
Строение органов пищеварения
Этапы пищеварения
Болезни системы пищеварения и их предупреждение
Обменные процессы в организме
Обмен веществ и энергии
Выделение
Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
Покровы тела человека
Строение и функции кожи
Гигиена кожных покровов
Нервная система
Строение нервной системы и её значение
Центральная нервная система — головной и спинной мозг
Рефлекс. Дуга рефлекса
Психика и поведение человека
Высшая нервная деятельность
Органы чувств
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
Эндокринная система
Основные секреторные железы
Работа эндокринной системы и её нарушения
Размножение и развитие человека
Строение половой системы человека
Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
Класс заполнен на 100 %
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация Органы пищеварения Биология 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Органы пищеварения Кузьмина Н. В.
2 слайд
Описание слайда:
Почему человек должен регулярно питаться? Кузьмина Н. В.
3 слайд
Описание слайда:
Белки в пище:
4 слайд
Описание слайда:
Жиры в пище:
5 слайд
Описание слайда:
Углеводы в пище:
6 слайд
Описание слайда:
Витамины:
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Минеральные соли:
9 слайд
Описание слайда:
Пища, которую мы едим, проходит через пищеварительную систему. Здесь происходит переваривание пищи Кузьмина Н. В.
10 слайд
Описание слайда:
Какие питательные вещества человек получает с пищей? Кузьмина Н. В.
11 слайд
Описание слайда:
Правила питания 1. Пища должна быть разнообразной. 2. Тщательно пережёвывай пищу. 3. Старайся есть в одно и тоже время. 4. Пища не должна быть очень горячей. 5. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого. 6. Поменьше ешь сладкого, мучного. 7. Обязательно завтракай. 8. Ужинай не позже, чем за 2 часа до сна. Кузьмина Н. В.
12 слайд
Описание слайда:
Здоровые зубы – залог крепкого здоровья Зубы чисти утром и на ночь перед сном. Кузьмина Н. В.
13 слайд
Описание слайда:
Давай проверим: Назовите органы пищеварения. 2. Какой путь проходит пища в нашем организме? 3. Почему пища должна быть разнообразной? 4. Почему пищу нужно хорошо пережёвывать? Отчего портятся зубы? Кузьмина Н. В.
14 слайд
Описание слайда:
Пищеварение — это сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками. Кузьмина Н. В.
15 слайд
Описание слайда:
Функции пищеварительной системы: Механическая Секреторная Всасывающая Измельчение пищи Передвижение пищи по пищева- рительному тракту Выделение Отработанных продуктов Выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи Всасывание питательных веществ
16 слайд
Описание слайда:
ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы. Систему органов пищеварения образуют: Кузьмина Н. В.
17 слайд
Описание слайда:
Ротовая полость: В ротовой полости происходит первичная обработка пищи, которая состоит в её механическом измельчении с помощью языка и зубов и превращении в пищевой комок. Кузьмина Н. В.
18 слайд
Описание слайда:
Слюнные железы: Слюнные железы выделяют слюну, ферменты которой начинают расщепление содержащихся в пище углеводов. Кузьмина Н. В.
19 слайд
Описание слайда:
Глотка и пищевод: Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где под действием желудочного сока переваривается. Кузьмина Н. В.
20 слайд
Описание слайда:
Пищеварение в желудке: Желудок представляет собой толстостенный мышечный мешок, находящийся под диафрагмой в левой половине брюшной полости. Путём сокращения стенок желудка его содержимое смешивается. Множество желёз, сосредоточенных в слизистой стенке желудка, выделяют желудочный сок, содержащий ферменты и соляную кислоту. После этого частично переваренная пища попадает в передний отдел тонкого кишечника – двенадцатиперстную кишку. Кузьмина Н. В.
21 слайд
Описание слайда:
Пищеварение в кишечнике: Тонкий кишечник состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. В двенадцатиперстной кишке пища подвергается действию поджелудочного сока, желчи, а также соков желез, находящихся в её стенке. В тощей и подвздошной кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. Кузьмина Н. В.
22 слайд
Описание слайда:
Не переваренные остатки поступают в толстую кишку. Здесь они накапливаются и подлежат удалению из организма. Начальная часть толстой кишки называется слепой. От неё отходит червеобразный отросток – аппендикс. Кузьмина Н. В.
23 слайд
Описание слайда:
К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень. Пищеварительные железы: Кузьмина Н. В.
24 слайд
Описание слайда:
Печень: Печень – самая крупная железа человеческого организма. Она располагается справа под диафрагмой. В печени вырабатывается желчь, которая по протокам поступает в желчный пузырь, где накапливается и по мере надобности поступает в кишечник. Печень задерживает ядовитые вещества и защищает организм от отравления. Кузьмина Н. В.
25 слайд
Описание слайда:
Поджелудочная железа: Поджелудочная железа находится между желудком и двенадцатиперстной кишкой. Сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы . В сутки выделяется 1–1,5 литра сока поджелудочной железы. Кузьмина Н. В.
26 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при отравлении: В случае попадания в пищеварительную систему несвежих продуктов или ядовитых веществ (мышьяка, соединений меди, природных ядов) наступает пищевое отравление. Острые отравления требуют применения экстренных мер для быстрого удаления яда ещё до приезда врача: промывание желудка, вызывание рвоты и т.п. Кузьмина Н. В.
27 слайд
Описание слайда:
В каком порядке пища проходит через пищеварительный тракт? Желудок Глотка Толстая кишка Прямая кишка Ротовая полость Тонкая кишка Пищевод Кузьмина Н. В.
28 слайд
Описание слайда:
Это интересно: За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины – около 4 кг. губной помады.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация содержит полезный материал при прохождении темы “Пищеварение” . Данная презентация освещает знания об органах пищеварения, их функции, рассматривает вопросы по гигиене питания в доступной форме. Углубляются понятия “пищевые вещества” и “пищевые продукты”. Рассматривает вопрос, в каких продуктах содержатся белки. жиры и углеводы, значение каждого из их. Презентация дает знания детям по оказанию первой помощи в случае отравления некачественными продуктами.
Может быть использована при изучении нового материала и повторении изученных знаний. Оформлена эстетично, её легко использовать в работе с учащимися.
Общая информация
Номер материала:
ДБ-158991
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник